Айга Миротворец «Семь страшных грехов драконьей литературы»

Dragons21-ve1Айга Миротворец, поклонник драконьей тематики

Опубликовано в декабре 2010 года спустя несколько лет после написания. Редакция вторая.

«Есть у меня небольшое наблюдение на тему «Драконы и их роль в современной литературе». Возможно, это кого-нибудь заинтересует.

Ах, до чего интересные создания эти драконы! Людей непостижимым образом тянуло к ним во все времена. О драконах слагали песни, легенды, мифы, писали о них научные трактаты, сочиняли стихи, рассказы, романы… Вот о двух последних вещах и пойдёт сейчас речь.

Некоторое время назад я занимался поиском литературы о драконах. Много книг про драконов я встречал на моём пути, очень много… Однако в большинстве своём то были либо наивные детские сказки — либо шаблонное средневековое фэнтези, с обязательными мечами, рыцарями, эльфами, орками и прочей мишурой. И везде драконам отведено, в общем-то, весьма скромное место. Не интересно. И тогда я решил: если хочешь читать о драконах — надо отыскать тех, кто ими увлекается. Фанаты драконов — они могут помочь.

Как мы знаем, в Интернете можно найти немало сообществ, где собираются драконьи фанаты. Многие из этих фанатов утверждают, что сами являются драконами. И многие из них занимаются тем, что пишут свои драконьи рассказы, повести и даже целые романы. Это очень хорошо, ведь только настоящий дракон сможет написать действительно хорошее произведение о драконах! Верно, не так ли?

Оказалось, нет. Просмотрев сотни драконьих опусов, собранных прежде всего на англоязычных сайтах, я пришёл к выводу, что пора бороться за чистоту драконьей литературы. Ибо 99% процентов того, что я увидел, оказалось сущей ерундой. Нет, конечно, нет смысла предьявлять высокие требования к любительской литературе — ясно, что обычно пишут её те, кто далёк от литературного образования. Но — от любой другой дилетантской литературы драконьи опусы отличаются тем, что они, мягко говоря… одинаковые. У них сложился свой набор легко узнаваемых мотивов, и эти мотивы кочуют из рассказа в рассказ, из повести в повесть, практически не меняясь. А потому иногда кажется, что всю любительскую драконью литературу пишет один человек (не дракон!), причём явно начитавшийся скверной НФ середины прошлого века.

Итак, дамы и господа, люди и нелюди, прошу любить и жаловать:

Семь страшных грехов драконьей литературы

в той или иной мере присутствующих в любом драконьем произведении.

(с примерами и комментариями)

Грех первый — антропоморфность

«Дракон натянул на себя футболку и попытался сесть в припаркованный рядом джип. Долго и нудно пытался он влезть в машину, которая по размерам была едва ли не меньше его самого. Наконец, устав, дракон закурил сигару, после чего до него дошло: «Минутку, а на кой мне эта колымага? Летать вроде умею!»

Драконы в фанатских произведениях часто являются пародией на людей. Такие драконы обычно разгуливают в футболках и штанах, пользуются стульями и компьютерами. Всё, что изобрели люди, имеется и у драконов — причём разницы между людскими и драконьими предметами быта нет вообще. Почему так происходит? Очень просто. Авторы в силу узости мышления просто не способны представить общество, отличающееся от людского. Это называется «авторский провинциализм». И потому в таких произведениях персонажи-драконы — это просто усовершенствованная версия людей. А будет ли настоящий дракон изобретать себе стул — авторам нет дела. Неспособность принять точку зрения другого существа — вот она, проблема современной ксенолитературы.

Грех вторый — однобокость

«Мы — Великие Бежевые Драконы. Мы отличные воины и способны защитить себя. Мы даже знаем, как стрелять из лазерной винтовки. А больше, простите, мы не можем ничего. Ни слагать песни, ни танцевать, ни сочинять музыку. Потому как наш ай-кью выражается двузначной величиной. Мы рождены для битвы. Вся наша жизнь протекает в бою.»

Чем занимаются драконы весь день? Ясное дело — они сражаются с людьми. А чем ещё? Они возят на себе людей, если те дружелюбны, и помогают им драться с врагами. А ещё чем? И вот тут у драконьего писателя начинаются проблемы. Он просто физически неспособен представить себе, что драконы могут заниматься чем-то, кроме битв с людьми и катания людей. А ведь это вопрос фундаментальной важности. Драконы все такие мудрые и бессмертные — а что же они делают-то в своих дворцах и пещерах? Неужели они просто сидят и ждут нашествия Злобных Рыцарей, которые Хотят Их Уничтожить? Часто драконы собирают у себя в пещерах горы сокровищ. Зачем им сокровища, спросите? Ясное дело — чтобы приманивать этих самых Злобных Рыцарей, иначе не будет сюжета.

Да, очень часто драконы постулируются как разумные существа. Но очень редко они достойны себя так называть. Потому как у них нет ничего своего — ни культуры, ни ценностей, ни личной жизни. Только битвы с рыцарями и спасение многострадальной Вселенной.

Грех третий — железячность

«Дракон дёрнул за рычаг протонного дефекатора, и миллионы триангуляционных фракталов начали вырабатывать Икс-резонанс. «Эффект плазменной субдукции! — воскликнул дракон. — Дефекаторный импульс уже преодолел кольцо тяги, и сейчас движется к ядру реактора! Только бы не забыть отключить, а то взорвётся».

Странно, но во многих драконьих сообществах драконы упрямо ассоциируются с научной фантастикой, причём с наиболее бездарными её образцами. Почему же? Причины могут быть разные. Возможно, дело в том, что авторы-дилетанты пытаются впихнуть в свои миры как можно больше планет. И летать между планетами на ковре-самолёте не очень удобно — трудно дышать в космосе, видите ли! А вот на протонном звездолёте — пожалуйста! Ещё надо помнить, что драконьи сообщества на заре Интернета состояли в основном из технарей, которые любили читать дешёвые истории о нейтронных бульбуляторах, но сами были не в состоянии сочинить хорошую историю. Вот и появлялись опусы о бульбуляторах. От них всё и пошло. И теперь, читая любое драконье произведение, вы обязательно наткнётесь на псевдонаучную байду, от которой порой хочется спасаться бегством.

Грех четвертый — мерисьюшность

«Ах, какой я прекрасный дракон! Поглядите — разве я не великолепен? Я владею семью видами магии, сотней видов оружия и боевых искусств. Однажды я гулял по лесу, и на меня из кустов набросились орды злобных ниндзя. Но стоило мне чихнуть, как они разом улетели далеко за горизонт. Воистину со мной не пропадёшь! Да здравствую я!»

Запомните раз и навсегда: обычных драконов не бывает. Вообще. Есть только Великие Драконы — конечно, если судить по любительской драконьей литературе. Там все драконы — крутые-сверхкрутые, и всегда во всём правы. А уж если главный герой дракон — то он обязательно окажется Величайшим Воином, Сверх-Колдуном, Супер-Гением, ну и по совместительству владыкой пары сотен планет. Обычно все эти блага приходят к нему не сразу, а по ходу сюжета — но ведь приходят! И весьма легко приходят: не успеете и глазом моргнуть, а наш дракон уже прибрал к лапам всю Вселенную. Это диагноз. И название ему — Мерисьюшность. Доктора дали ему более объёмное определение — «Комплекс неполноценности автора, сопряжённый с манией величия». В точку!

Грех пятый — псевдолирика

«Сие есть благая эссенция сущего, — произнёс дракон. — Когда Вселенная ведёт к неизбежности, и незримые силы Судьбы препятствуют началу Новой Эпохи… и лишь малая толика незримого начинает преобразовываться в Великую Мистическую Фигню, которой нет начала, нет конца… Что есть вы по сравнению с эргрегором Сущего? Вам, простые смертные, не понять.»

Порой речи героев-драконов начинают напоминать проповеди сектантов. Обычная ситуация: дракон садится верхом на груду вражьих трупов, и, приняв позу мудреца, начинает нести философскую тираду о Смысле Жизни и прочих Трансцендентных Вещах. Из уст его извергаются пафосные словечки и фразы, вроде: «Какова сущность бытия в квадрате?» Или: «Да будет Великая Дефекация залогом Вселенской Истины!» И далее в том же духе. Так о чём же говорят эти Мудрые Слова, спросите вы? А говорят они о том, что автор чересчур увлёкся Громкими Фразами и начинает глупо вставлять их везде и всюду, не задумываясь над их смыслом. Которого нет и не было. Зачем всё это?

Грех шестый — идеализация драконов

(куда ж без неё)

«Мы, Великие Бежевые Драконы, благословенный народ, лучшие из лучших. Мы те, для кого светят звёзды. Это мы на досуге создали этот мир, и другие миры тоже. Мы живём в утопическом раю, где все только и делают, что танцуют и нюхают цветочки. Мы избавлены от болезней, семейных неурядиц и несварения желудка. Одна лишь проблема — нам тут ску-у-чно! А потому — крови! КРОВИ ХОТИМ!!!»

Даже гуманисты так не восхваляли человека, как некоторые сегодня превозносят драконов. Нет, Драконов — с большой буквы. Я не зря упомянул сектантов. Приверженцы сей религии кланяются Дракону аки идолу, хором поют Ему гимны и оды. Некоторые даже сами хотят стать Драконами — чтобы и им тоже пели гимны. Драконов представляют как Мудрых Благодетелей, которые живут в Большом Сахарном Дворце и никогда не знают печали. Почему так? А потому что авторы часто используют Драконов в качестве моральной указки, в противовес тем же людям. Дескать, люди есть низшие, греховные создания, и потому должны учиться уму-разуму у Мудрых и Совершенных Драконов. Но если бы людей не было? Кого бы эти драконы стали учить? Понятно, они бы просто померли со скуки в своей утопии.

И наконец:

Грех седьмый — вторичность

Эта проблема — фундаментальна.

Велика, однако, фантазия у драконьих фанатов. Из года в год, изо дня в день, они упорно продолжают долбить одни и те же штампы. Типичное драконье произведение — на 90% фанфик. Чуть ли не все элементы сюжета — персонажи, сцены, диалоги — обычно напрямую выдраны из любимой книги фаната. Или из его любимого кинофильма. Или любимой компьютерной игры. Натренировавшись, можно легко и сразу угадывать, откуда автор стащил тот или иной элемент сюжета. Впрочем, авторы иногда сами сознаются, что их миры вторичны. Спасибо хотя бы за честность. Но продолжим.

Сюжет такого фанфика обычно разворачивается в мире, который так или иначе напоминает мир Толкиена. Или же похож на мир типичного космического боевика, вроде Стар Трек. В этом мире есть две фракции: Империя Антропоморфов (обычно людей, иногда орков и эльфов) и Утопия Драконов. Последние, кстати, тоже весьма антропоморфны, и умеют пользоваться мечом и лазерной винтовкой. Люди обычно живут в грязных лачугах и пользуются примитивными технологиями. У бедных наших людей всё как обычно — нескончаемые войны, загрязнение окружающей среды, деградация культуры. Драконы же проживают в Больших Сахарных Дворцах, владеют Великой Древней Магией и самыми выдающимися технологиями. Драконы все из себя добрые и благополучные, и любят толкать Пафосные Речи. Каждый из драконов — почти что бог.

Вот и всё, что вы должны знать про сеттинг произведения. Забудьте про яркие, многогранные миры, которыми нас одаривают мэтры фантастики — фаната драконов не интересует создание миров. Живые, красочные персонажи его также не заботят — у него все роли исполняют дуболомы с одной извилиной. Знал бы фанат, что мир и персонажи — суть главные элементы любого фантастического произведения… Но фанату невдомёк. Его интересует другое. Экшен. Драйв. Раскалывание вражьих черепов под грохот пушек. И именно этому и посвящён сюжет. Кстати, а что там с сюжетами, спросите? Их всего два:

  1. Драконы убивают людей.
  2. Драконы пытаются научить людей своей Великой Мудрости. Поняв, что это невозможно, начинают их убивать.

Вот и весь цвет так называемой драконьей литературы.

Как говорится, комментарии излишни».


Вернуться к путеводителю по сайту

Ответить

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>