Лора С. Айриш «Большая книга драконов»

 «Издательская аннотация представляет эту книгу как справочное пособие по рисованию драконов, которое будет полезно не только новичкам, но и опытным художникам. Если рассматривать оглавление, можно найти главу про эволюцию дракона, анатомию, разнообразие, мифы, а также секреты рисования.

Однако в действительности книга не только не будет полезна художникам, но и вовсе вредна.

Все «сведения» о драконах являются чистой выдумкой автора и никак не согласуются с действительными мифами и происхождением дракона.

Разнообразие драконоидов превращается в эволюционную цепочку. Вот так, один за одним, по мнению автора, сменяли друг друга разные драконовидные персонажи в истории:

змей (громадный, прожорливый и неразумный) —> морской змей (имеющий иногда плавники, иногда и вовсе морской динозавр) —> двулапый змей (с появившимся интеллектом) —> ящер (с развивающимся интеллектом, сюда же входят и восточные драконы) —> гидра (многоголовая) —> крылатый змей (без лап, слуга богов) —> виверна (воплощение дьявола) —> западный дракон (злобный и хитрый обладатель сверхъестественных способностей) —> волшебный дракон (мелкий, досаждающий, имеет крылья насекомого) —> фантастический дракон (мудрый соратник человека, готовый за человека жизнь отдать).

Любой человек, мало-мальски знакомый с подлинной мифологией, поймёт, что эта эволюция — не более чем авторская фантазия. Однако Лора С. Айриш пишет так, что несведущий человек поверит, будто так и было.

Эти справочные «огрехи» могут быть в какой-то мере простительны для руководства по рисованию. Однако уровень художественных навыков автора — также очень низкий. Предлагая рисовать «как хочется», автор создаёт нелепых и нелогичных существ. Они противоречат её же заявлениям, что дракон может иметь тело разной формы: млекопитающего или рептилии. На практике ни ящериных, ни звериных тел ни у одного паттерна нет — это просто змеи, украшенные декоративными лапами, крыльями и другими деталями в произвольных местах и в произвольном количестве. В лучшем духе любительских программ «конструктор драконов».

Было бы намного лучше, если бы автор сделала лёгкий учебник по академическому рисунку с упором на «побольше рисуйте животных, тогда сможете нарисовать хорошего дракона». Однако её уровень не достигает даже азов академического рисунка — поэтому те, кто будет у неё учиться, только потеряют время зря и наработают вредные привычки.

Выводы неутешительны. Главная претензия к книге — несоответствие результата заявленному.

Автор обозначила цель: научить рисовать драконов, т. е. дать информацию о рисунке как таковом и о драконе как таковом. Автор неоднократно подчеркнула необходимость передачи знания о мифологии и литературе и реализме изображения дракона. То есть слово «дракон» в книге — это «фантастический образ, отразившийся в мифологии и литературе и изображённый натурально, реалистично».

  • Поэтому, во-первых, если автор говорит о мифологии, то она должна в ней хоть немного разбираться.
  • Во-вторых, если автор говорит о мифологии, то присоединение сюда биологии — неадекватно. Адекватным было бы присоединение символизма.
  • В-третьих, если автор говорит о биологии… то она должна в ней хоть немного разбираться.
  • И в-четвёртых… Если автор называет себя художником и при этом хочет кого-то учить, то она должна хотя бы сносно рисовать…»

Назад к списку литературы

Ответить

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>