Чем драконология отличается от вампирологии

Алистер Муркерри, 8 декабря 2024 года

В ряду развлекательных книг для детей книги «про вампиров» и «книги про драконов» стоят рядом, и принципиальной разницы между ними нет. Поэтому и взрослые, которые не знают про науку, считают, что понятия «драконология» и «вампирология» — одного порядка. Они думают: «Что драконов не существует (кроме ящериц), что вампиров не существует (кроме летучих мышей), так что всё это просто игра». Но в реальной науке всё, мягко говоря, не так. Дракон в разных его формах разрабатывается учёными, поэтому, хотя драконология не имеет формального признания, она имеет массу фактического материала. Для сравнения понятий «драконология» и «вампирология» мы и вампирологию должны рассмотреть с этой, не-игровой точки зрения.

Вампиры как предмет исследования сегодня тоже актуальны — они широко представлены в современной культуре, занимают важную нишу в человеческой картине мира. Но есть и несколько серьёзных отличий:

  1. Вампиры — ещё более молодой символ, чем полноценные драконы. Понятие о них было внятно сформулировано аж в XVIII веке.
  2. Чудовища, пьющие кровь (которых называют восточными, африканскими или американскими вампирами), а также проклятые упыри Европы функционально входят в более широкую категорию монстров. С одной стороны их подпирает разносортная нежить, с другой стороны — оборотни, которые в современности стали с вампирами очень близки.
  3. Кем бы ни были эти немёртвые кровопийцы, их значимость в любом случае ниже, чем у драконообразных существ. Они выступают как локальные чудовища или наказание за неправильные действия конкретного человека, но не как основа мироздания, символ дьявола или проводник божественного.

Эти три фактора определяют меньшую глубину исторического аспекта вампиров. Отражение вампиров в исторических источниках либо сужено, либо размазано по более общим понятиям. Дракон функционально был разновидностью змеи только в одном регионе и в течение нескольких веков. Существование мифического змея и поныне никак не мешает дракону быть полноценным символом. А вот вампир функционально — разновидность гуманоидного чудовища; он склоняется либо к ходячему мертвецу, либо к оборотню, либо к колдуну (носителю сверхъестественных сил в человеческом облике, аристократичном или современно-маргинальном). Соответственно, исследование вампиров — это частный вопрос, который не может заменить собой целостный подход к символу.

Кроме того, меньшая историческая глубина и меньшая распространённость в культуре уменьшают количество вспомогательных исторических дисциплин, чьё участие нужно в исследовании феномена. В отличие от драконьих штандартов, гербов, икон, житий, религиозной архитектуры и скульптуры, нумизматических образцов и пр., вампирские воплощения лежат в основном в области литературы, живописи, кинематографа и цифровых изображений. Таким образом (хотя моё представление об этом может быть неполным, ведь я не специалист по вампирам), у вампирологии отсутствует то, что выделило драконологию — необходимость применять к одному предмету исследования методы и достижения большого количества разных наук.

Это, конечно, не означает, что вампиры чем-то «хуже» драконов. Однако вампирология недотягивает по функциональной необходимости до драконологии. В то время как внешняя оболочка современной сказки у них похожа, строгий вопрос организации научной работы ощутимо отличается. А именно организация исследований — это и есть то, ради чего возникает слово с окончанием «-логия».