Что такое миф?

Алистер Муркерри, 12 августа 2020 года

Мифичность дракона — одно из самых ярких его качеств. Но что такое миф? Слово кандидату философских наук Ирине Ивановне Литовке:

«Как часто современный человек поднимает глаза к небу? Не так уж часто в сравнении с человеком глубокой древности. Наш рядовой современник, не связанный по долгу службы с наблюдением за небом, довольно редко взирает на небосвод, и делает это преимущественно из романтических побуждений либо из сиюминутного интереса к погоде. Но несмотря на то, что мы имеем гораздо более широкое образование и более верное представление об окружающей нас действительности, даже простой безграмотный земледелец древности знал о положении небесных тел и взаимосвязи небесных явлений гораздо больше нашего среднестатистического современника. В отличие от нас, для обывателя древности эти знания представляли сферу жизненных интересов. Подобно тому как для мореплавателей и сухопутных путешественников способность ориентироваться в пространстве по звездам и положению Солнца являлась непременным и жизненно важным знанием, для земледельцев эта способность была связана прежде всего с сельскохозяйственными нуждами, не менее, а даже более значимыми в социальном масштабе. Сегодня, чтобы узнать дату и время, мы обращаемся к общегражданскому календарю и часам, в древности же основным источником этих знаний было небо. Климатические сезоны получали свои названия в зависимости от порядка ведения определённых сельскохозяйственных работ. В основном по положению и динамике небесных тел определялись границы и характер течения климатических сезонов, и соответственно делались прогнозы относительно урожая.

В целом, прогностический потенциал астрономических познаний имел для человека глубокой древности большую ценность и большее повседневное значение, чем для нашего современника. От характера движения светил, по представлениям древних, зависело буквально всё: жизнь, здоровье, личное благополучие любого человека, как и благополучие империй, — образно выражаясь, «судьбы мира». Но «мир» древнего человека был значительно меньше, чем «мир» нашего современника, и представления о пространственной протяжённости Земли в целом ограничивались знаниями об исследованных территориях.

Это обстоятельство, так или иначе, сыграло свою роль в формировании первых космогонических мифов древних народов. Наш современник воспринимает слово «миф» как синоним слову «сказка» и связывает мифотворчество с неумеренной фантазией древних людей, которые скудость своих познаний компенсировали игрой воображения. Это не вполне верное представление. Для наших далёких предков сказка была связана с вымыслом, пожалуй, так же, как и для нас. Однако то, что мы называем космогоническими мифами, воспринималось ими как достоверный источник знания о действительности — примерно так же, как мы воспринимаем современную науку, предполагая, что она даёт нам точное и объективное знание о мире. Возможно, и мы заблуждаемся, и спустя тысячелетия современная наука, в нашем случае космология, в восприятии потомков окажется в положении наивного мифа. Что же касается фантазии, то её взлеты прямо пропорциональны интенсивности неорганизованного информационного потока, и земледельцы древнего мира, будучи сосредоточенными на получении конкретных эмпирических знаний, необходимых для выживания, в меньшей мере были склонны к беспочвенным фантазиям».

Литовка И. И. Эволюция древних космогоний: опыт анализа рациональных оснований и содержательной трансференции космогонических мифов Месопотамии, Египта и Греции — I // Философия науки. — 2013. — № 2 (57). — С. 134-135.

В оформлении страницы использован фрагмент карты
звёздного неба с созвездием Draco.
Andreas Cellarius — Hæmisphærium Stellatum

Boreale Antiqvum (1708), Амстердам.