Дракон из ветви аканта

Алистер Муркерри, 31 августа 2023 года

Многие образы дракона показывают какой-то маленький срез истории. Некоторые оказываются тупиковыми боковыми ветками своего времени. Другие пытаются по-новому воплощать образцы прошлого, но не оставляют наследия будущему. Однако есть и редкие, но интересные случаи — когда образ служит мостиком между глубоким прошлым и далёким будущим.

Именно такой является гравюра с драконом, вырастающим из ветви аканта, исполненная Чезаре Доменики (Cesare Domenichi) в период с 1589 по 1614 год. Акант — это популярное растение, стилизованные изображения которого используются в качестве орнамента. Из розетки листьев появляется детально прорисованный дракон, всеми формами показывающий связь времён, невидимую для его автора. Доменики не был, конечно, способен предсказывать будущее. Он опирался на традиционную для Италии смесь греко-римских и персидских деталей. Но у его дракона мы видим вполне современные детали: чешуи на шее, исчезающие на груди и продолжающиеся на животе; зубчатый шейный гребень; носовой шип, находящийся в промежуточном положении между таковым у современных драконов и обычным современным оклювьем. Заострённые уши, массивные брови и бакенбарды на месте будущих боковых гребней ясно указывают на привычные нам формы драконов второй половины XX века.

Особенно интересны крылья. Гравюра Доменики сразу показывает, что драконьи крылья — уникальное явление. Они не похожи ни на «крылья нетопыря», ни тем более на птичьи. Каждый их отросток, держащий мембрану, заканчивается когтем, словно палец. Крылья царственно богаты деталями — это и второй, внутренний ряд мембран, и итальянские «павлиньи глаза», и неяркие узоры на мембранах. Кроме того, крылья в поисках анатомичного решения прикреплены к грудной клетке впереди передних лап. То есть они являются первым поясом конечностей, а лапы — вторым (и третьим, когда задние ничем не закрыты). К такому решению нередко прибегают и современные художники.

И сам смысл гравюры — не драконоборство или воплощение «западного дракона» (христианского дьявола), а эстетика. На рубеже XVI-XVII веков люди тоже любовались драконами. Просто у них не было соцсетей, и репост приходилось делать гравюрой с нанесённой на неё краской.

Добавить комментарий

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.