
Алистер Муркерри, 7 сентября 2022 года
К сожалению, это не шутка. Девочки, рисовавшие драконов в школьных тетрадях, выросли и стали рисовать драконов для обложек книг — к месту и не к месту.
Свежая серия «Истории о динозаврах» от ЭКСМО сверкает разноцветными обложками Евгении Кобозевой, изображающими «самых потрясающих существ, когда-либо живших на нашей планете». То есть… драконов? Роман Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», где самим динозаврам посвящено всего несколько страниц, проиллюстрированный девчачьим милым дракончиком со светящимися глазами, — это порождение современной мифологии, а никак не классики литературы. Что здесь должна символизировать эта юная родственница Сапфиры из произведений Кристофера Паолини? Тождество понятий «дракон» и «динозавр»? Миф о «древности» дракона с современным образом? Или художнице просто дали возможность поместить на печатные книги её рисунки с DeviantArt? На DA много таких любительских бессюжетных портретов драконов «по плечи».
Все обложки серии представляют собой фантастических существ, более или менее стилизованных под динозавров. Ни одно изображение не соответствует ни одному биовиду реально существовавших рептилий. При этом серия рассчитана не на 6-летних, а на подростков от 12 лет. Неужели в двенадцать человеку, интересующемуся динозаврами, будут настолько неинтересны изображения настоящих динозавров, что его надо завлекать фэнтези-мишурой?
Я вижу в этом продолжающийся процесс инфантилизации общества, когда вместо того, чтобы помочь повзрослеть, культура удерживает новое поколение в детском состоянии. Это очень опасный процесс, и дракон, из-за мифа «драконы — это для детей», стал его заложником.