Драконье сообщество

Драконье сообщество — разрозненное сообщество людей, для которых символ «дракон» имеет большое значение. Как правило, такие люди отождествляют с драконами самих себя, основываясь на различных причинах и преследуя различные цели, и говорят о себе как о драконах. Несмотря на это, называть их поклонниками темы «дракон» некорректно. Их интерес ограничивается их личным мифом, поставленным во главу угла, поэтому они могут увлекаться тематическим творчеством, а могут совершенно его игнорировать. Общаются преимущественно в Интернете.

Личный миф

Дракон — это ёмкий символ и яркий образ, который обладает множеством позитивных характеристик, таких как чистая любовь, верность и самоотверженность, стойкость, неприятие лжи, стремление к свободе, экологичность, внутренняя сила, интуиция (или магическое знание), универсальность и пр. Проводя связь между собой и драконом, каждый выбирает самостоятельно те характеристики, которые для него важны. Так же индивидуален и внешний вид. Хотя есть определённые художественные ограничения, позволяющие удержать образ в рамках «дракона», его символикой наделяются и другие персонажи — виверны, луны, василиски и т.д.

Все представления человека о себе как драконе или связанном с драконами, а также мироустройстве, позволяющем такое положение дел, — это и есть личный миф. Мифом он называется потому, что далеко не всё в нём можно проверить на практике (например, наличие цивилизации драконов в далёком космосе), и определённая доля информации берётся на веру.

Социокультурная сторона сообщества

Зарубежные драконьи сообщества проявили себя в Интернете в 1990-х годах. Русскоязычное сформировалось позже, в начале 2000-х. Общая история сообщества описана тут. Основное культурное влияние на него, начиная от самого процесса формирования и заканчивая сегодняшним днём, оказывали следующие силы:

  1. Цикл «Слово о драконе» Павла Шумила. Дал ряду читателей повод ассоциировать себя с творческими и душевными инженерами-драконами.
  2. Цикл «Диктаторы» Драко Локхарда. Выразил чувства тех, кто ассоциировал себя с угнетёнными и яростными драконами.
  3. Фильмы «Сердце дракона» (1996), «Эрагон» (2006), «Как приручить дракона» (2010). Показали притягательные образы драконов для ассоциации. (В индивидуальном случае значимости этих фильмов может достигать любое другое тематическое художественное произведение.)
  4. Субкультура фурри. Привнесла свой стиль поведения, сексуальную тематику, идею «субкультуры драконов» и самих личностей с фурсоной «дракон».
  5. Художники-любители, рисующие драконов (в том числе для субкультуры фурри). Обилием привлекательных образов и собственной игрой в драконов распространили поверхностные идеи отождествления себя с драконом (ролевая игра, маска, стиль и пр.).
  6. Мистические идеи, эзотерическая литература. Основной поставщик глубоко верующих.

Несмотря на это, у драконьего сообщества нет никакой единой культуры. Индивидуализм каждого настолько силён, что преодолевает даже стремление быть в тусовке у некоторых молодых новичков. Все попытки добиться объединения на основании «бытия драконом» проваливаются. Никакой иной цели, кроме «быть драконом» в тусовке, которая этого не отвергает, у сообщества нет. Оно никуда не движется и поэтому не развивается.

Поэтому основные драконьи темы были по нескольку раз обсуждены ещё в первые годы, а затем повторение собственного мнения старожилам надоело, и абсолютно большая часть споров, ведущихся теперь, касается личных вопросов и сводится к ругани между отдельными участниками с их не совпадающими личными мифами.

Поскольку границы сообщества очень размыты, трудно сказать, кто относится к нему, а кто нет. Вообще, сообщество — это широко раскинувшаяся сеть интернет-знакомств, семейных групп и небольших дружеских тусовок, связанных между собой где сильно, а где слабо. Происходящее в одной из тусовок может абсолютно никак не сказываться на других.

Характеристика участников

В сообществе встречаются разные типажи, но эти — наиболее общие:

  • «Дракон» — личность, по каким-то причинам (естественным, духовным, мистическим) убеждённая в своём «бытии драконом». Обсуждает нюансы своего самоощущения и выражает себя во время общения с понимающей аудиторией.
  • «Фанатик» — имеет очень жёсткий личный миф, часто мистичный и деструктивный, который навязывает всем окружающим. Считает себя «истинным драконом» и отказывает в таком праве всем своим идеологическим противникам.
  • «Тусовщик» — в первую очередь общается, а уже потом на досуге задаётся вопросами своего самоощущения. Может «быть драконом» просто за компанию.
  • «Творческая личность» — создаёт тематическое творчество. Не обязательно считает себя драконом.
  • «Друг драконов» — человек с любыми убеждениями, часто мистического толка, не считающий драконом себя, но принимающий таковое у своего друга или знакомого.

В зависимости от интеллектуального уровня и сферы интересов той или иной группы, разговоры и общие дела могут быть самыми разными. Одни обсуждают интернет-мемы, смешные картинки и с кем пойдут пить водку. Другие — магические практики, экспедиции по поиску останков драконьих НЛО и астральных врагов. Третьи — советскую космонавтику, аэродинамику драконьего тела и методы психологической тренировки. Четвёртые — совместные творческие проекты, культуру и искусство, и т. д.

Общих для всех участников черт нет. Ни по половозрастным характеристикам, ни по социальному статусу, интересам, внешнему виду, образованности, отношению к драконам и к участникам сообщества, географии проживания и пр., и пр., и пр. не выявляется чего-то, что характеризовало бы именно драконье сообщество.

Попытки создания субкультуры

Отсутствие объединяющего фактора тяготит тех, кто не нашёл себе своего круга. Поэтому периодически возникают идеи создания субкультуры, которая бы сделала «своими» большое число драконов. Если бы она существовала, у неё была бы такая идеология: «взаимопонимание и помощь сородичам», «саморазвитие», «тематическое творчество». Однако драконье сообщество — это не субкультура и даже не фэндом, посвящённый драконам. (Причины этого описаны выше.)

Мероприятия, проводимые отдельными тусовками, являются их личным делом. Тем не менее, некоторые тусовки заявляют о себе как о центре сообщества или даже говорят от лица всего сообщества. Например, руководство сайта «Гнездо драконов» во главе с Татьяной «Таннин» Копычевой оформило трёхсерийный «альманах сообщества драконов», фактически посвящённый «Гнезду». А полунезависимый от него сайт «Дракия» (с форумом «Арена») принадлежит писателю Драко Локхарду, который заявляет о том, что его форум — крупнейший о драконах в русском сегменте Интернета. При этом большая часть сообщества не только не считает эти сайты центром сообщества, но и вообще в них не нуждается или не любит.

Драконы и люди

Для обычного человека драконье сообщество может быть интересно как собрание всевозможных верований на тему дракона. Также многие участники разбираются в тематических материалах, могут посоветовать фильм или книгу. Здесь определённо не стоит искать «мудрость тысячелетий», инопланетян и психбольных.

Общение на тему драконьих представлений будет более продуктивным, если помнить, что, называя себя драконами, они подразумевают свой индивидуальный комплекс черт, от «мне драконы просто нравятся» до глубокой жизненной философии, которую будут отстаивать очень серьёзно. Поэтому не стоит у первого встречного дракона спрашивать об анатомии его биовида, или астральных практиках, или последней прочитанной тематической книге. Встреченный может оказаться и мистиком, и скептиком, и просто называться драконом для большего комфорта в тусовке. Лучше сначала поинтересоваться, что именно он понимает под словом «дракон».

Скорее может оказаться, что дракона и человека со стороны связывают общие интересы в радиоэлектронике или прогулках по ночному городу, чем в искомой тематике. И это совершенно нормально.

Драконы тоже люди, во всех смыслах этого слова.


См. также:

В оформлении страницы использована работа
Khyaber «Landing», 2014