Алистер Муркерри, 28 мая 2020 года
И драконность, и драконофанство — разные виды явления, когда у человека есть альтер-эго в образе дракона. Вопрос о драконности был однозначно сформулирован в конце 1990-х годов в тексте The Draconity FAQ, составленном Бахилом на основе его опыта в конференции alt.fan.dragons. Тогда же возникло и разделение на «настоящих драконов» и «тех, кто играет». Драконофанство, соответственно, охватывает все прочие, кроме драконности, разновидности драконьего альтер-эго.
Часто драконность и драконофанство так и определяются: якобы первое — истинное бытие чем-то необычным («душа дракона в теле человека»), а второе — просто фан, слепое обожание или ролевой отыгрыш. Второе кажется чем-то ложным и постыдным, потому для защиты собственных убеждений многие пытаются натянуть красивое слово «драконность» на собственный случай.
Те, кто так делает, руководствуются двумя критериями «истинности»:
1) искренность собеседника-«дракона» (не пытается ли собеседник обмануть?),
2) совпадение мировоззрения (чувствует ли собеседник мир так же, как я?).
Помогает терминологическая борьба за социальный ярлык как-то отличить разные виды драконьей идентичности? Нет. Такой подход основан не на каких-то наблюдаемых признаках, а на личных симпатиях. В результате возникает множество конфликтов «я не дракон», начавшихся на самом деле по причинам «они не верят в мою искренность» и «меня не признают тем, чем я себя считаю, потому что я не подхожу под их критерии истинности». Разногласия — самые настоящие (не обусловленные только социальными факторами) и треплют много нервов всем участвующим. Впрочем, современный Интернет позволяет очень легко разбиться на кучки по интересам, изолироваться и не контактировать с «неистинными».
Я рассматриваю проблему с другого угла: какова действительная, наблюдаемая разница между разными людьми, идентифицирующими себя как драконов? Не углубляясь в психологию, я здесь выделила три аспекта, лежащие на поверхности и потому вполне зримые другими: 1) истинность переживаний, 2) образ дракона, 3) значение дракона. (Такой аспект, как принадлежность к той или иной культуре я считаю их следствием.)
Истинность переживаний
Пожалуй, нет более весомого аргумента в пользу того, что кто-либо является драконом, чем то, что он чувствует себя-дракона по-настоящему. Именно к этому сводится вопрос «говорит ли собеседник искренне или только подделывается под дракона?» Что такое в действительности «чувства дракона» (включая нейрофизиологию их проявлений) — предмет изучения науки. Это доступно мало кому из людей-драконов, однако самопознание позволяет им в общем описать, что они чувствуют. И из всего многообразия личностей, которых я рассмотрела в период активного изучения людей с драконьим альтер-эго, выделяется три группы.
Первая в процессе самопознания приходит к тому, что единственным логическим объяснением свойствам личности является «бытие драконом», что бы оно из себя ни представляло в действительности. Эти личности смиряются с наличием у них «этой штуки» и пробуют по-разному раскрыть драконий аспект, исходя из собственных не-драконьих интересов (таких, как ролевые игры, творчество, магия, инженерия, боевые искусства, полёты и т.д.). Именно такой вариант описывал в TDF Бахил.
Вторая группа — те, кто видит в альтер-эго дракона «правильную» форму себя и всячески к ней стремится. Стремления сильно зависят от мировоззрения и могут принимать самые разные формы. «Я в прошлой жизни был драконом». «Я должен быть сильным, ведь я дракон». «Меня никто не понимает, потому что я дракон». «Только дракон сможет сделать качественную работу / защитить природу / достигнуть духовного просветления». Чем более зрелая личность, тем более серьёзно и обоснованно звучат «драконьи» фразы. Впрочем, у подавляющего большинства есть только смутное чувство, что именно дракон и есть должное выражение их сути. Почему, они не знают и боятся даже подступиться к самопознанию. Попыткам изучить их внутреннего дракона они сопротивляются, ведь вместе с этим оказываются задеты и все старые раны, которые дракон прикрывал своими крыльями. Очень больно осознать, что то, что ты считал своей сутью, — всего лишь механизм психологической защиты. В результате возникают защитные ярлыки «истинной драконности», оформленные по моде своего времени и социума.
Третья группа подходит к дракону практично. Именно здесь — чистый ролевой отыгрыш, фан, осознанное стремление к идеалу, персонификация своего характера и другие позитивные вещи. Дракон может быть игровой маской из-за временного увлечения, а может — основой проработанной философии на всю жизнь. Иногда человек настолько сживается со своим персонажем за годы, столько привносит в альтер-эго важных для себя вещей, что в дальнейшем разделить их очень трудно (и он переходит во вторую группу).
Все три группы совершенно искренни в своих переживаниях. Они действительно их чувствуют и действительно испытывают облегчение / удовольствие, когда могут выразить драконью сторону своей жизни. Однако отношение к переживаниям совсем разное.
Образ дракона
Идентификация как дракона строится в первую очередь на внутреннем образе. Он выражается в различных морфотипах, и «дракон» нередко соседствует с морфотипами «лун», «виверна» или «ящер» (в бытовом представлении всё это — «разновидности драконов»). Ещё популярны «драконы с оперёнными крыльями» — морфотип «дракогриф». По трём группам они распределяются неравномерно.
Первая группа — это реалистичный дракон в пределах 5-15 м полной длины, вписанный в некую реалистичную экосистему, которая не имеет к Земле никакого отношения. Образ, построенный по внутренним ощущениям, может уточняться, но не меняется.
Вторая группа — это дракон или драконоид без обязательной реалистичности. Часты как люди-с-крыльями-и-хвостами, так и чешуйчатые гиганты в 40+ метров полной длины. Природа дракона, цвета, украшения, способности, сеттинг варьируются очень широко, складываясь в несколько культурных традиций, некоторые из которых жёстко конкурируют. Могут быть варианты потрясающей реалистичности, а может быть психоделический абсурд. Образ может морфировать со временем. Скажем, альтер-эго было нарисовано в самом начале осознания, а десять лет спустя, после тысяч просмотренных картинок и выхода новых фильмов, образ делается более актуальным и красочным. Например, по современной моде дракон лишается передних лап и становится виверной.
Третья группа, не претендуя ни на какую «истинность», обладает широчайшими возможностями для создания образа альтер-эго. Любая сказочность, любой сеттинг, любой размер (хоть с галактику) — всё приемлемо и интересно. Если образ надо отредактировать — он редактируется. Фан-дракон живо реагирует на новости и вбирает всё лучшее из эпохи.
Значение дракона
Значение дракона — это истинный смысл, который имеет драконье альтер-эго для его обладателя. Оно не всегда заметно извне и часто маскируется, поэтому этот аспект сложнее всего наблюдать. Однако возможно: оно проявляется в делах, а не словах. Более того, одно и то же слово «дракон», отражая внутренний смысл, обладает совершенно разным значением в речи у разных групп — из-за чего становится камнем преткновения и взаимного непонимания.
Для первой группы всё просто — «оно есть». Некое явление неустановленной природы (может, чисто психической, может, какой-то ещё), являющееся причиной идентификации «дракон» через образ крылатого гексаподного животного с длинными шеей и хвостом. Что с этим делать? Жить. Можно попытаться развивать науку и технику, чтобы хотя бы отчасти приблизиться к «этой штуке», хотя перспективы оцениваются скептически. Или можно нарисовать красивую вдохновляющую мифологию — но это уже будет деятельность из третьей группы, отдельный образ «по мотивам» и с конкретными целями.
Слово «дракон» здесь означает: морфотип гипотетического животного.
Вторая группа строится практически целиком на значении дракона в жизни человека. Именно здесь возник термин «личный миф». Набор характеристик внешних и внутренних, роль в мироздании, взаимоотношения с людьми — всё это важно для дракона как альтер-эго второй группы. Идёт ли речь о душе, реинкарнировавшей в человеческое тело за грехи, или о внутреннем стержне, железной воле, противостоящей жестоким обстоятельствам реальной жизни, или о духовном достижении в виде обретения души дракона, или о других вариантах — это всегда имеет глубокое мировоззренческое значение. Даже если вариант очень негативен (например: «если эта мерзость — люди, тогда я не человек»). Альтер-эго второй группы часто скрывает следы психологических травм. Некоторым везёт, они преодолевают свои жизненные испытания, и их внутренний дракон расцветает позитивной мощью, становится путеводной звездой и источником настоящей силы.
Слово «дракон» здесь означает: что угодно, большой объём индивидуальных описаний и, в конце концов, синоним к понятию «я». Поэтому во второй группе слово «дракон» принимают близко к сердцу. Ведь речь идёт о них самих.
В третьей группе значение альтер-эго определяется целями самого человека. Кого-то вдохновляет персонификация его характера, выраженная в рисунках, или развлекает, будучи выпущенной воображением на волю в материальный мир. Кто-то хочет пережить новый опыт, связанный с отыгрышем персонажа-дракона. Кто-то выбирает себе психологический или эзотерический типаж, надеясь, что это поможет в жизни. Кто-то поднимает дракона на духовное знамя, основываясь на характеристиках современного символа, а не собственной личности. У кого-то фан легкомысленен и незрел, у кого-то фан — лукавая мудрая искорка внутри, не дающая засидеться на месте.
Слово «дракон» здесь означает: символ из культуры, персонаж фантастического мира, термин из какой-либо философской системы.
Что в итоге?
Между группой I и группами II и III есть важное отличие: причиной самоидентификации служит какое-то пока неизученное явление. Именно его описывал Бахил и нарёк драконностью. Явление это не является фантастическим — есть методология его научного исследования, можно изучить его объективно, инструментально, безо всякого верования в драконов и бытия драконом самому. Что покажет это исследование, вопрос второстепенный (хотя волшебных последствий от него никто не ожидает).
Вторая группа, принимающая тему дракона близко к сердцу, истово оберегает свой душевный покой и негодует на любую попытку его потревожить. Очень немногие зрелые личности могут принять чужую точку зрения на столь важные для них мировоззренческие вопросы, а большинство просто отгородилось непробиваемым щитом «истинности». Даже если о ней не говорят, её имеют в виду на глубоком уровне, не веря или насмехаясь над иными точками зрения. Поскольку для них «дракон = я», указание на веру / миф / ненастоящесть недопустимо. И поскольку «драконность» — это как бы настоящее бытие драконом, они активно используют этот ярлык для себя. То есть «дракон = я», а «драконность = я являюсь собой». Наблюдаемый феномен с таким названием их не интересует.
Зато третья группа чувствует себя наиболее свободно. Они спокойно называют себя драконофанами, если об этом заходит речь, и не видят для себя никакого ущерба в «неистинности» своей жизни, устремлений и достижений. Их инструментарием можно пользоваться для того, чтобы «быть драконом» всерьёз, рационально и красиво.
В конце концов, современный дракон — действительно достойный символ.