Драконоведы верят в драконов?

Алистер Муркерри, 26 мая 2023 года

«Изучение драконов» часто понимают как детскую игру, своего рода рассказывание сказки в лицах. Вероятно, из таких соображений делалась книга «Драконоведение» («Dragonology», 2003) — книга правил к ролевой игре в драконоведа и заодно — реквизит для игры. Однако авторы не просто предлагают поиграть; они, как это принято в сказочном драконоведении, устраивают мистификацию. Представляется, будто эта книга — репринт редкой книги английского драконоведа Эрнеста Дрейка, изданной в 1896 году. В конце XIX века, когда в Европе активно шли фольклорные и мифологические исследования, вышло много интересных книг, но ничего подобного современным драконоведческим интерпретациям, конечно, не было. Авторы «Драконоведения», видимо, последовали примеру польского мистификатора Яна Словика с его «Трактатом о драконах» (1958), выпущенным якобы Международным Институтом Драконологии. Но если Словик лукаво описывал реальные вещи — человеческие чувства под именем драконов, то авторы «Драконоведения» влезают в поле истории, мифологии и естественных наук с совершенно ложными идеями.

Они не только принимают как аксиому существование драконов как животных Земли и сохранение редких особей драконов в настоящее время. Они активно искажают различные факты — пересказывая мифологию примерно так же, как анимационный фильм «Шрек» (2001) пересказывает европейский фольклор. Так, китайский лун у них совершенно не летает; святой Георгий не смог убить дракона, и тот разрушил весь город; двукрылый амфиптер превратился в двукылого амфитера. В перечне драконоведов реальные Марко Поло и Эдвард Топселл соседствуют с мифическими Мерлином и Беовульфом, а археологи, этнографы и средневековые литературоведы настоящими исследователями драконов не считаются.

То есть эта книга «для детей среднего школьного возраста» даёт заведомо ложные данные в красивой обёртке. Считается, что это просто весёлая игра? Однако после справки, как приручить дракона и использовать его помёт для улучшения состояния кожи лица, возникает пассаж про то, что драконья магия — «это на самом деле наука, которую пока ещё никто не сумел понять». А дальнейший текст и вовсе имеет очень подозрительный посыл. А именно:

«Будьте внимательны и добры ко всем живым существам. Не старайтесь переубедить тех, кто не верит в драконов, а потому не разделяет вашего интереса к ним. Старайтесь узнать как можно больше о предмете, которым занимаетесь. Рано или поздно люди поймут и примут нашу любимую науку — драконоведение».

Эти фразы буквально передают техники различных американских сект, выросших на основе разных толкований христианства: «сеяние добра» с упрямым внутренним отстаиванием «нашего любимого» учения. Получается, что «Драконоведение» Эрнеста Дрейка — это мистификация, которая корнями уходит в реальную промывку мозгов. Логично, что ребёнок, который верит в красивые картинки, доказывающие существование драконов, будет осуждаться взрослыми, понимающими ложность этих идей. (Хотя бывает, что в драконоведческую сказку верят и взрослые, я неоднократно наблюдала это). Тема дракона до сих пор воспринимается как стыдная из-за ряда современных мифов. Но разубедить стыдящего скептика гораздо проще, если показать красоту реального мира. Зачем вовлекать детей в очевидно нелепую сказку (нелепость которой поддерживается стилем иллюстраций Уэйна Андерсона), тем самым подставляя их?

В общем, детская книга-игра заканчивается совершенно не игрушечным призывом верить в драконов и защищать эту веру от неверующих. И делает это теми же способами, что и полиграфически качественные, с красивыми картинками книги «Свидетелей Иеговы».