Алистер Муркерри, 26 июля 2022 года
Мой драконографический улов за сегодня — работы известного норвежского иллюстратора Теодора Киттельсена (Theodor Kittelsen, 1857-1914). Они показывают, что в конце XIX — начале XX века образ дракона ещё сохраняет сказочность, но уже биологичен, вписан в экосистему. Эта двойственность неудивительна для Киттельсена. Он очень любил природу родной страны и воплощал как естественную, так и мифическую её стороны во множестве рисунков и полотен. «Матерью драконов» для норвежцев он не стал, а вот «отцом троллей» — вполне.

nDg-00907 — иллюстрация, датируемая 1886 годом, к сказке «Мир не платит по-другому» («Verden lønner ikke anderledes») Петера Кристена Асбьёрнсена (P. Chr. Asbjørnsen) и Йоргена Ингебрестена Му (J. Moe) в сборнике «Книга сказок для детей. Норвежские народные сказки» («Eventyrbog for Børn. Norske Folkeeventyr»), вышедшей в Копенгагене в 1887 году. Поскольку дракон здесь ещё не успел приобрести черты динозавров, он буквально выглядит как «ящерица с крыльями».

nDg-00908 — иллюстрация, датируемая 1887 годом. Вероятно, использовалась для книги «Колдовство» («Troldskab»), вышедшей в 1892 году. У неё есть цветной вариант nDg-00909, сделанный несколько лет спустя (предположительно, в 1903 году, однако разобрать дату на изображении затруднительно).

nDg-00909 — в цветной версии иллюстрации дракону уделено больше внимания. Но непонятно, спит ли это дракон, усыпанный прошлогодней листвой, или от него остался только странного вида скелет. Уж наверняка скандинавам известно понятие «чахнуть над златом».

nDg-00906 — это, в отличие от примеров выше, картина маслом. Датируется 1900 годом. Иллюстрирует одну из сказок о популярном норвежском персонаже Зольнике (Askeladden). Изображённая сцена описывается словами «Utenfor lå det en veldig drage og sov» («Снаружи спал большой дракон»). Многоглавое существо, как и персонажи с предыдущих работ, не позволяет точно установить его морфотип, потому что с художественной точки зрения не важно, есть ли у дракона задние лапы — они всё равно не влезут в кадр. Однако очевидно, что тут персонаж более карикатурный — тонкая, жиденькая шея должна удерживать громадную змеиную голову.
И хотя Киттельсен стремится к сочетанию достоверности и отражения национальных мифов, норвежские драконы рубежа XIX—XX веков уже в достаточной степени глобализованы, чтобы относить их ко «всемирным драконам» современности.