Драконы Виктора Королькова

Алистер Муркерри, 20 февраля 2020 года

Художник Виктор Корольков — автор множества ярких и своеобычных картин на тему «славянской мифологии». Многие искренне считают, что он воплощал славянские «первообразы» домовых, семарглов, перунова цвета и всего пантеона богов, показывая дохристианские традиции современными средствами.

Однако взгляду драконолога очевидно, что эти картины — современное фэнтези, наделённое духовным значением у их почитателей. Славянский змей, существовавший до IX века, — совсем не то же, что гибридный христианский змей-сенмурв XI века, не европейский четырёхлапый дракон конца XIV века и тем более не геральдический английский дракон XIX века. В ряде работ Королькова чувствуется влияние знаменитого художника Ивана Билибина, иллюстрировавшего сказки и русскую геральдику в начале XX века. А ведь и Билибин отталкивался от английской геральдики. Таким образом, работы Королькова показывают не «дохристианйского славянского» змея, а очень поздний продукт европейской эволюции христианского образа дракона.

В. А. Корольков «Похищение», 1992 (nDg-00743)

Придавать такому образу сакральный смысл было бы странно. Но Корольков сам показывает, что относится к религиозному течению неоязычников, — изображает в древнеславянских «видениях будущего» древнеславянские космические корабли… Так что можно спокойно забыть об историчности и насладиться красочным тематическим фэнтези.

В. А. Корольков «Аспид», 2003 (nDg-00750)

«Аспид» (2003) Королькова — не единственный пример того, как библейский змей с греческим именем превращается в современное «славянское» существо вроде странного дракона или виверны. Он считается столь же «исконно русским», как птица алконост — дальний потомок греческого мифа об Алкионе.

Возможно, причина этого — «Славянский бестиарий» О. В. Беловой (2001). Именно там, в книге под грифом Российской академии наук, помещены и аспид, и алконост, и василиск, и дракон. Именно этой книгой вдохновляются многие современные художники. Однако мало кто читает приведённое там уточнение о «памятниках восточно- и южнославянской книжности XII—XVII веков». Поэтому персонажи, заимствованные из христианской византийской традиции, в глазах читателей становятся «славянскими языческими».

В. А. Корольков «Змей», 1992 (nDg-00747)

В акварельном рисунке «Змей» (1992) красочно воплощено особенное положение русских драконообразных персонажей — между Востоком и Западом. Здесь сочетаются западно-европейские геральдические традиции, более древние византийские, дошедшие до нас через иконы, и архаичные азиатские. И всё это приправлено тонкими нотками драконьего стиля 90-х.

В оформлении страницы использован фрагмент картины
В. А. Королькова «Волхвование» (1992)

Добавить комментарий

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.