Алистер Муркерри, 10 апреля 2020 года

Юлия Сабанова «Китайский дракон», 2007 (nDg-00809)
Мифотворчество идёт непрерывно, лишь меняя свои инструменты от века к веку. Сегодня таковыми стали алгоритмы интернет-поисковиков. От того, какая картинка выпадет по тому или иному запросу, зависит превращение древней истории в умах людей.
Вот пример: в 2007-м году Юлия Сабанова, благодарная читательница журнала «Мир фантастики», отправила на его сайт несколько своих рисунков, вдохновлённых популярными образами того времени. Один из них был подписан как «Китайский дракон». Это рисунок на акварельной бумаге, в нижней части угадывается обработка в графическом редакторе. Иероглифы, по словам китаиста Яна Боровски, — это криво нарисованные 美男, означающие «красивый мужчина».
Но для человека несведущего эта любительская работа выглядит как древняя китайская гравюра. Именно в этом качестве рисунок и разошёлся по Рунету. Внимание привлекают крылья; отсутствуя в оригинальных китайских образах, здесь они, такие роскошные, придают картинке особое очарование и значимость. Люди начинают думать, что нашли полноценное изображение Ин-луна, луна с крыльями.
Кроме того, не слишком добросовестным издательством Direct-Media этот «китайский дракон» был использован для обложки к цифровому переизданию книги «Мифические воззрения и мифы китайцев» (1892) синолога С. М. Георгиевского. Труды Георгиевского давно перешли в общественное достояние — в отличие от авторского рисунка Юлии Сабановой. Но дизайнеры издательства этого, видимо, не знали. И современный дракон с русскими корнями и европейскими крыльями превращается в «древний образ», иллюстрирующий научную работу о китайской мифологии.