Фердинанд ван Кессель «Сан-Сальватор-ду-Конго»

Алистер Муркерри, 22 ноября 2022 года

Этот образец драконографии показывает практически все варианты драконообразных существ XVII века. Драконоголовые змеи обвивают и душат крупных хищников, как у Плиния; однако гусеобразный линдворм стоит на лапах и извиваться уже не способен. Также представлен и дракон, чьи сложенные крылья напоминают оперённые, хотя в расправленном виде скорее похожи на поверхность дольки апельсина. Эти же крылья мы видим справа, у одраконенного потомка змея василиска и чудовищного петуха кокатриса.

Весь этот пёстрый зверинец создан фламандским живописцем Фердинандом ван Кесселем в 1689 году. Картина маслом на медной пластине является одной из 86 картин серии «Виды четырёх сторон света со сценами животных» и изображает африканский регион: окрестности современного Мбанза-Конго (ранее называвшегося по-португальски São Salvador do Congo). По данным Музея истории искусств в Вене, коллекция создавалась для короля Польши Иоанна III Собеского.

Но не нужно думать, что в Европе того времени полагали, будто в Африке водятся драконы. Идея населить «дальние страны» экзотическими животными не нова. Фердинанд ван Кессель принял эстафету у своего отца Яна и, как и отец, позволил себе немало художественной вольности. Например, в тропическом Пуэрто-Рико он поселил бурого медведя и улыбчивого моржа, а в Москве — дикобразов и марабу. Разумеется, более образованные европейцы с менее романтичным взглядом на мир так не думали. По крайней мере, польский король вряд ли верил в московских дикобразов.