Алистер Муркерри, 17 ноября 2024 года
Я хочу показать пример действующего мифа, найденный мной к тому же на форуме психологов (в статье клинического психолога).
Это образец из набора комплектов для вышивания «Panna»; дизайнером заявлена Наталья Васильева, но идея и образы могли быть позаимствованы откуда угодно. В каждом из таких комплектов представлено какое-то русское имя (Тимофей, Наталья, Дмитрий, Вячеслав, Екатерина и пр.), а также трактовка имени и четыре образа из разных эзотерических систем: 1) астрологическая планета, 2) магический камень-самоцвет, 3) животное-тотем, 4) растение-талисман. Вместе все эти компоненты составляют что-то вроде «карточки юнита», которая должна давать общее представление об объекте. Этакая «инфографика» выглядит достаточно стильно и цельно, чтобы восприниматься как реальная информация об указанном.
При этом символические системы друг с другом вообще не связаны. Собрание их в одном месте — такая же компиляция, как объединение в одном бестиарии Dungeons&Dragons существ из разных мифологий. Где ещё переднеазиатская астрология встретится с верованиями друидов? И, как и в D&D, автор этой компиляции активно фантазировал(а) самостоятельно. Так, к имени Вера в качестве тотема почему-то присоединён символ «панда», хотя там, где исторически водились Веры, панды никогда не водились. Искать в этом какую-то систему бессмысленно — это, как и почти всегда в эзотерике, набор личных предпочтений автора. Например, к имени Василий присоединён тотем «кот». Логично для крепкой бытовой ассоциации «кот Василий», но нелогично для исходного византийского правителя-василевса, символом которого должен быть орёл.
Интересно, однако, как сюда в качестве «тотемного животного» вписался дракон.
Тотемы здесь — реальные животные (майский жук, серна, белка и пр.). Мужскому имени Александр соответствует «бык». Но женскому имени Александра неожиданно приписывается «дракон» (типажа «современный женский»). И других мифических существ в этом бестиарии нет. Компоненты каждого имени как бы полностью реальны. То есть связка «Юпитер — сапфир — гортензия — дракон» автором рассматривается наравне с «Меркурий — янтарь — олива — улитка» или «Уран — аметист — каштан — леопард». Дракон не только никого не смущает, но и входит в эту магическую систему лёгким, ненавязчивым вкраплением в связку других мифов. Он выглядит так же привычно, как образ павлина или енота. Возможно, сюда он просочился из китайской астрологии, где дракон (вернее, лун) — единственное мифическое зодиакальное животное.
Кроме того, он воплощён в практическом предмете (вышивке для украшения интерьера) и изготавливается лично пользователем. Он будет постоянно на виду и имеет личную связь со своим хозяином (через символизирование имени).
Таким образом данный образец обходит вопрос «существуют ли драконы на самом деле?» стороной. В мировоззрении, где у Александры тотем — дракон, просто не существует вопроса о драконьем существовании. Тотем есть, вопроса нет. Дракон становится чем-то само собой разумеющимся. И именно в таком, невидимом виде действующий миф живёт дальше и распространяется на следующее поколение.