Иоанн Дамаскин «О драконах»

Материал из библиотеки DXXI, раздел «Исторически значимые источники»

Этот текст христианского преподобного богослова Иоанна Дамаскина был создан в VIII веке и переведён с греческого на русский в 1995 году свящ. Максимом Козловым.

Так как некоторые измышляют, что драконы и принимают человеческий образ, и становятся змеями, иногда маленькими, иногда огромными, выделяющимися длиной и размерами тела, а иногда, как уже было сказано, сделавшись людьми, вступают с ними в общение, являются, похищают женщин и сожительствуют с ними, то мы спросим [рассказывающих всё это]: сколько разумных природ сотворил Бог? И если они не знают, то скажем сами: две, — я имею в виду ангелов и людей. Ведь и диавол был одним из ангельских сил и ходит во тьме, после того как добровольно отпал от света. Итак, эти две разумные природы [Он] сотворил: но если дракон изменяет вид, общается с людьми и сожительствует с женщинами, становясь то змеёй, то человеком, как бы одним из многих, то из этого со всей ясностью следует, что он является [существом] разумным и значительно превосходящим человека; а как раз этого и не было [никогда], и не будет. Пусть скажут ещё: кто собственно повествует о нём? Ибо мы доверяем учению Моисея, а точнее Святого Духа, вещавшего через [пророка]. [Учение] же это гласит: «И привёл Бог всех животных к Адаму, чтобы видеть, как он назовёт их; и как назвал [человек], так и было имя их» (ср. Быт 2:19). Стало быть, и дракон был одним из животных. Ведь я не говорю тебе, что нет драконов: драконы существуют, но они суть змеи, рождаемые от других драконов. Будучи только-только рождёнными и молодыми, они малы, когда же напитаются и войдут в меру возраста, то делаются большими и толстыми, так что превосходят протяжением и размерами остальных змей. Как говорят, они вырастают свыше тридцати локтей [1], толщиной же становятся как большое бревно. Дион Римлянин [2], написавший Историю Римской империи и республики, в которой он рассказал о достославной Карфагенской войне, сообщает следующее: однажды, когда римский консул Регул воевал против Карфагена, внезапно приползший дракон расположился за валом римского войска; римляне, по приказу Регула, убили его и, содрав кожу, послали её в римский сенат. Когда же шкура, как говорит Дион, была измерена по приказу сената, то, великое чудо, она обрелась имеющей сто двадцать футов [3] в длину; соответствующей длине была и толщина. Есть и другой род драконов, у которых широкая голова, золотистые глаза и роговые выступы на затылке; ещё у одних борода [растёт] от горла — данный род драконов называют «агафодемонами» [4] и говорят, что у них нет яиц. И этот дракон является разновидностью животных, подобно прочим зверям. Ведь он имеет бороду как козёл, равно и рог над затылком. Глаза у него большие и золотистые. Бывают они и большие, и маленькие. Все роды змей ядовиты кроме дракона, который один не выпускает яд.

Рассказывают и такую басню, будто дракон изгоняется громом: он-де поднимается и умерщвляется. Услышав это, я рассмеялся. Как можно представлять [дракона] то человекообразным и разумным, то змеёй, то противящимся Богу, то преследуемым Им? Подлинно, невежество — вещь ненадёжная. И потому всего более мы сами себе вредим, когда пренебрегаем чтением Священных Книг и исследованием их согласно слову Господа [5]. Но воин говорит: «Я воин и не нуждаюсь в чтении», — земледелец отговаривается земледелием; сходно поступают и прочие, как и то все мы оказываемся не исполняющими [заповедь Господа].

Гром не преследует дракона; гром происходит из облака, когда облако, проливаясь, по причине влажности, дождём и, будучи гонимым дуновением или ветром, сгущается. И когда дуновение внутрь его проникает и разрушает, тогда происходит грохотание; этот шум наверху называется громом, а то, что под действием силы ветра ниспадает на землю, называется молнией. Если она попадёт в дом или дерево, то разрушает или раскалывает их, если же в человека или какое-либо другое живое существо, то причиняет им смерть; поэтому мы видим, что таким ударом часто бывают умерщвляемы люди и другие животные, а не драконы. Что же до молний, то одни из них бывают похожи по форме на линии, другие извилисты, а третьи огневидны. Говорят также, что молния и гром случаются вместе; сразу за разрывом облака следует молния и гром, при этом молния, до того невидимая, появляется тотчас, а гром запаздывает, пока не спустится с высоты. Поэтому удар грома слышен позднее молнии.

Приведу тебе ещё такой пример. Рассмотри внимательно, когда кто-либо стоящий вдалеке на возвышенном месте подает сигнал, то ты прежде видишь его руку, стучащую по дереву, и лишь через некоторое время доносится до твоих ушей звук удара. Поразмысли, что то же самое происходит и в облаке. Когда, будучи полным внутри ветром, оно разрушается силой влаги, то производит звук. Если же так случится, что оно столкнется с другим облаком, то звук получается [особо] сильный.


Примечания переводчика:

1. Локоть — мера длины, равная примерно 46 см.
2. Римский историк Дион Кассий (Cassius Dio Cocceianus — ок. 150 — ок. 235 г.).
3. Фут — мера длины — 308,3 мм.
4. Агафодемон (греч. ἀγαθοδαίμων) — добрый гений.
5. См. Ин 5:39.

В оформлении страницы использовано
фото: Aaron Burden, 2016.

Добавить комментарий

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.