Итальянский дракон в зоопарке

Алистер Муркерри, 28 марта 2021 года

Ещё один пример вписывания дракона в реальную фауну Земли, попавший в «Историческую драконографию». Тоже итальянский — это мозаика Марчелло Провенцале из городка Ченто недалеко от Феррары, собранная в 1618 году (nDg-00465). Она иллюстрирует миф об Орфее, который своей музыкой мог зачаровывать или приручать животных. Сцены с его игрой на лире популярны в искусстве, но драконообразные персонажи не определяются сюжетом этого мифа, поэтому их появление — значимо и может о многом рассказать.

Жёлтое существо в левой части мозаики — воплощение старого прототипа дракона, пришедшего в Европу с Ближнего Востока. Когда-то давно это существо было грифоном с загнутым клювом, орлиным взором из-под бровей, направленными вперёд ушами и перепончатым гребнем на шее. У прототипа не было задней половины тела, вместо неё изображалась растительность. Будучи столь мифичным образом, прототип не нуждался в том, чтобы стоять на земле. Он всегда летел, направив передние лапы вперёд.

А вот в поздних трактовках протодракон стал частью реальной фауны. И художникам пришлось придумывать, как помирить его с прочими животными, реалистично взаимодействующими с природой. Отсюда некоторые хужожники перенесли лапы протодракона назад (и мы видим множество красивых итальянских виверн). Другие художники, как Марчелло Провенцале, заставили существо опираться на его змеиный хвост. Перепонки, возникшие между пальцами птичьих лап, означают, что эта жёлтая химера — «змей, живущий в воде». Даже несмотря на то, что на змея она давно не похожа, а изображается преимущественно на суше. Кроме того, можно отметить малый размер существа. Масштабы в мозаике не всегда соблюдены, но можно понять, что «дракон» не относится к числу огромных животных. Он сопоставим с собакой или орлом. Такие же трактовки размера мы можем увидеть и во многих других произведениях искусства.

Ну и, конечно, поскольку художник постарался передать всех животных на мозаике реалистично, странный вид «дракона» не может быть оправдан мифологией. Это портрет — достаточный, чтобы узнать его при встрече. То есть именно такое животное должно было существовать в XVII веке, если рассматривать предметы искусства как материалы для криптозоологов.

Добавить комментарий

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.