«Как приручить дракона», версия 2025

Алистер Муркерри, 10 августа 2025 года

Изначальный анимационный фильм «Как приручить дракона» вышел в 2010 году. Это была довольно смелая экранизация «по мотивам» книги Крессиды Коуэлл, которая для детей, но с иронией подавала весьма серьёзные темы, поэтому первый КПД был по-настоящему семейным фильмом.

Прошло 15 лет, шестилетние зрители оригинального мультфильма стали взрослыми, и DreamWorks эксплуатирует ностальгию, перевыпуская КПД с картинкой «для взрослых». Кроме некоторых достаточно ярких изменений, в остальном фильм-2025 буквально цитирует фильм-2010, а разница заключается лишь в стиле и масштабности спецэффектов и игре живых актёров. Больше компьютерам не нужно высчитывать шевеление волосинок в бороде Стоика Обширного — это сделает ветер. Зато драконы стали гораздо более детализированными… хотя я не могу однозначно утверждать, что это пошло им на пользу.

Итак, чем «Как приручить дракона»-2025 отличается от оригинала?

ЧВК «Олух» с Дейенерис и неграми

Первое, что бросается в глаза, это нарочитая серьёзность происходящего. При буквальном цитировании оригинала фильм-переделка требует всю иронию и шутки понимать как точное описание положения дел. И это навязывание «мрачного реализма» очень сильно меняет восприятие происходящего.

1) Для «взрослости» место действия из абстрактного мира перенесено на реальную Землю. Теперь остров Олух — не просто остров на меридиане Мучений, а некая конкретная географическая точка, которую, однако, «не найти на картах», чтобы не вызывать скепсис.

2) Драконы из локальной проблемы неудачного соседства превратились в общепланетарную угрозу человечеству. Заявлено, что они «повсюду» и «от них куча проблем». В сцене полёта к Драконьему острову дикие драконы тащат в лапах не просто овец и рыбу из окрестностей — а пум и белых медведей. Это соответствует мифу о всемирности драконьего мифа, но тема никак не раскрывается, потому что отсутствует в оригинале.

3) Викинги больше не викинги. Это некое кочующее племя драконоборцев, которые специально переселились на остров Олух — в поисках главного гнезда драконов. То есть они обороняются на этом клочке земли не потому, что здесь их дом, а потому, что они — драконоборцы. Это они вторглись сюда и обустроили здесь морскую базу, на которой сидят уже несколько поколений.

Оригинал: мы здесь живём, прогоним драконов!
Переделка: мы сюда пришли, чтобы убить всех драконов!

Такой мотивации нужна вся остальная Земля — чтобы увидеть, за кого сражаются эти люди. Хорошим примером является фильм «Власть огня» (2002), где спасители-драконоборцы появляются на фоне истории выживания конкретного поселения после гибели почти всей остальной планеты. Но в «Как приручить дракона»-2025 окружения нет. Поэтому мотивация подвисает в воздухе, превращая викингов в некое ЧВК без принадлежности.

Более того, культура викингов начинает напоминать культуру нордов в The Elder Scrolls V: Skyrim, где суровому северному народу были приданы рваные одежды и дырявые полы в домах просто «для стиля». То же самое касается и КПД-2025: племя воинов, выполняющее миссию планетарной важности, представлено намеренно глупым, грубым, жестоким и кровожадным. Вдобавок ещё и инфантильным; это касается не только того, что подростковые проблемы оригинала решаются 19-летними недорослями, но и поведения взрослых (например, вождя племени!). Любые национальные черты стёрты: нет скандинавской фольклорной нотки в наименовании детей гадкими именами для защиты от троллей; женщины племени — не могучие фурии. У них нет родового единства, а «Книга драконов» выступает скорее как религиозный артефакт, чем как собрание знаний предков. Да и Иккинг больше не стремится стать «настоящим викингом», а всего лишь хочет, чтобы разношёрстная банда считала его своим.

4) Коль скоро викинги пришли из других мест, среди них есть негры, турки и монголы. Об этом сказано прямо: чьи-то предки пришли на Олух «с Дальнего Востока», чьи-то «с самого Шёлкового пути», чьи-то «с Чёрного континента». Это абсолютно ни на что не влияет, кроме того, что пару раз негр старательно показывает свою полезность бледнолицему вождю. Удивительно, как при всей своей глупости и грубости эти люди вообще сумели ужиться друг с другом. В реальности такое возможно только на мощной религиозной основе.

5) Фильм следует западной повестке и делает реверансы всем «угнетённым меньшинствам». Про расовое разнообразие уже сказано выше. Зоозащитники получили отсутствие ущерба каким-либо животным (исключая людей и драконов), и даже в начальной сцене дракон уносит не живую овцу, а грубейший деревянный макет. «Суровые викинги» едят не жареное мясо, а какие-то невнятные серые куски, которые с равным успехом могут быть и варёной рыбой, и соевым тофу. Бодипозитив выражен через превращение тощей наглой Забияки в толстую наглую клушу. Причём в оригинале Забияка и Задирака — близнецы, а в новом фильме — словно их мама погуляла с разными папами.

Многое было сделано и для удовлетворения феминисток. В кадре нет ни одного мужественного мужчины. Впрочем, мужественных женщин тоже нет (если не считать не проронившей ни слова шаманки племени). Главная женщина — Астрид — неуловимо напоминает Дейенерис Таргариен. То есть, в реалиях этого фильма, она жестока, готова убивать и идти по головам своих ради непонятной «игры престолов» (с отжиманием у вождя его дома). И она не блондинка, а, как и положено сегодня обитательнице севера Европы, темноволосая внучка жительницы Зимбабве (если судить по актрисе). Учитывая, что родители её — блондины, получается, что и её мама не отличается верностью своему супругу.

Астрид-Дейенерис не проявляет лидерских качеств, не умеет работать в команде, однако Иккинг почему-то отдаёт ей командирскую роль (чего в оригинале не было). Причём не в сфере, в которой Астрид действительно хороша (индивидуального наземного боя), а в командовании драконами. Все знания о том, как использовать силу и слабости драконов, полученные Иккингом в ходе инженерно-исследовательской деятельности, после примирения с Астрид просто подарены девочке, потому что «девочкам надо уступать» — даже если они угрожают вас убить и могут выполнить эту угрозу.

Даже главного дракона-противника (самца) сделали «королевой» (самкой). И за всем этим следует сомнительная шутка Стоика о твёрдости тела Плеваки.

Новые воплощения драконов

Драконы в новой версии КПД тоже изменились. Естественно, что для фильма с живыми актёрами невозможно было сохранить намеренно карикатурные образы оригинала. Оригинал сам по себе прошёл по тонкой грани между реализмом и карикатурой — это его особенность, которая выделяет «Как приручить дракона» среди других фильмов.

1) Поскольку Иккинг и его поколение — это не подростки, а 19-летние юноши и девушки, то и размер драконов существенно увеличился. Ночная фурия настолько велика, что может убить человека даже без всякого огненного дыхания — просто наступив на него одной лапой.

2) «Серьёзные», «взрослые» драконы в КПД-2025 потеряли главное, что делало их симпатичными персонажами — разумность. Больше нет выстраивания дружбы между разными биовидами. Не показана растущая заинтересованность ночной фурии и надежда других драконов. Не в последнюю очередь на это повлияли значительно уменьшившиеся глаза. Если раньше драконий взгляд можно было проследить и по выражению понять, что думает это немое существо, то теперь массивная реалистичная морда с зубами всегда оказывается на переднем плане. Ночная фурия с её активной мимикой затылочными выростами и сохранившимися большими глазами — это исключение на фоне прочих драконов, но время на демонстрацию её размышлений тоже сократили. Теперь это большой хмурый котик, а не осторожный лидер противоположной фракции.

Также в оригинале во время вторжения на Драконий остров Плевака признаёт ум гигантского дракона-противника; в переделке этого нет, и гигант кажется просто тупым чудищем, а не безжалостным врагом.

3) Драконам была придана нарочитая рептильность, проявляющаяся в огрублении очертаний и шкур, а также наличии третьего века. Некоторым, вроде жуткой жути, это идёт, но другим — нет. Вместо гладкой чёрно-полосатой шкуры, лишь местами укрупняющейся до заметных чешуй, Беззубик приобрёл сухую шкуру комодского варана, местами собирающуюся складками. Громмель стал похож на помесь бегемота и черепахи. Вместе с размерами это приближает их к стандартному мифу «драконы — это динозавры».

4) Облик ночной фурии претерпел изменения. Вместо гармоничного сплава разных образов дракон демонстрирует контрасты между составляющими (ящерицей, кошкой, летучей мышью). Нарочито кошачьи повадки и морда, с некоторых ракурсов прямо повторяющая «милого котика», опошляют его образ. Для «милоты» он также теперь не чёрно-полосатый, а чёрный с бирюзовым отливом чешуй. Соответственно, изменился цвет его глаз: вместо гармонирующего с оригинальной шкурой зеленовато-золотистого — яркий зелёный.

5) «Опасные» темы, связанные с драконами, в фильме для взрослых замылены. Больше никакой дурманной «драконьей мяты» (вместо неё одуванчики) и приятных почёсываний под подбородком (теперь это просто средство выключения, а не удовольствие+рефлекс).

Дух фильма

Сохранение ключевых, харизматичных сцен оригинала с добавлением «мрачного западного реализма» привело к ужасному результату.

1) Главная сюжетообразующая деталь — невозможность полёта ночной фурии без половины охвостья — в реалистичном исполнении выглядит полностью надуманной. Люди прекрасно знают, что рукокрылые могут летать без всякого хвоста. Почему же ночная фурия с точно такими же крыльями ведёт себя в воздухе так странно? В мультфильме хотя бы ощущалось поведение дракона в воздухе, в фильме же — нет.

2) Раз это больше не мультик, а всё серьёзно, то карикатурность реакций превращается в чистую глупость и жестокость. Стоик не мудр; Плевака не добр; близнецы не близнецы и далеко не безобидны. Ироничная ночная фурия ведёт себя цивилизованнее, чем все люди вместе взятые. Особенно на фоне ярко выраженной «игры престолов» в лице Астрид-Дейенерис. Жестокости здесь очень много; хоть нет прямой демонстрации, слова об убийстве и калечении другого (даже своего!) не звучат как шутка. Это не драки подростков и не чёрный юмор людей с передовой. Жестокость оправдывается местной культурой.

Другие шутливые, но важные сцены в «серьёзном» исполнении тоже проигрывают. Например, сцена с обоюдным поеданием рыбы в фильме-2025 стала неочевидной (как Иккинг догадался, что ему нужно сделать с выплюнутой рыбой?) и отвратительной (из-за реализма куска отрыгнутой рыбьей головы).

3) В оригинале формирование дружбы человека и дракона выглядит естественнее. В переделке же совсем неочевидно, с чего воспитанник ЧВК «Олух» решает стать дипломатом, а огромное, разумное крылатое существо вдруг позволяет на себе ездить. Я ещё с первой афиши хотела пошутить про то, что Беззубик теперь «зеленоглазое такси». Увы, в каждой шутке есть доля шутки: в фильме-2025 ночная фурия припаркована в долине и деловито ждёт, пока хозяин заправит её рыбой. Это не зарождающаяся дружба разных биовидов, это ожидание мужа от жены или курьера службы доставки.

Столь же неубедительны и другие ключевые сцены. Астрид-Дейенерис только что обещала убить, но вот уже по-детски кричит «Прости!» от испуга… и умная, автономная ночная фурия верит? Или сама сцена, когда Иккинг решает не убивать ночную фурию: в оригинале Беззубик готов сражаться (хотя не может) и, видя решимость Иккинга, признаёт поражение — а в переделке Беззубик делает глаза грустного котика, и ни о чьей решимости вообще речи не идёт. Ответные действия освобождённого Беззубика тоже не мужественны и сопливы.

Оригинал: Беззубик размышляет и выжидает, прежде чем напасть на разрезавшего путы Иккинга; затем хватает противника когтями за горло и, как Иккинг до этого, имеет возможность убить. Но размышляет, как поступить с освободившим его врагом, принимает другое решение и только матерно орёт по-драконьи и быстро исчезает за деревьями.

Переделка: Беззубик сразу вскакивает, с мордой хмурого котика проникновенно смотрит и истерично слюняво орёт, после чего сбегает, шмякаясь об деревья и теряя тапки.

4) Полностью исчезла ключевая фраза Иккинга, посвящённая драконам: «Всё, что мы знаем о вас, неправда». Вместе с ней исчезла и тема знакомства заново с окружающей действительностью, попытка понять, наладить диалог, выстроить дружбу. Это теперь не история инженера-человека и политика-дракона, а фильм про то, как несколько человеческих персонажей пытаются добиться успеха в своём обществе. Хотя переделка на полчаса длиннее оригинала, время посвящено посторонним деталям (истеричные родители Астрид, плохой отец Сморкалы), мелодраматичным излишествам или визуальным красотам.

Вывод: оригинал достовернее, динамичнее и ценнее в морально-психологическом смысле. В версии-2025 можно посмотреть на новые 3D-модели драконов в стиле «реализм» — и больше смотреть не на что. Надежда на интересное развитие темы, даваемая отдельными сценами и кадрами, не оправдывается. В переделке хорошо только то, что напрямую взято из оригинала, и работает только потому, что работало там.
Это паразитирование, а не удачный фильм.