Алистер Муркерри, 14 июня 2023 года

Godfrey Escota «Yarost, Blood Devil», 2019
Сегодня можно заметить, что символ «дракон» имеет две основные группы значений. Первая — традиционная, в которой дракон — это страшное чудище, насылаемое богом или дьяволом в качестве кары, а также просто собирательный образ опасного хищника, неприрученной дикой природы, хаоса. С конца XIX века титульным «драконом хаоса» считают вавилонскую богиню-море Тиамат, что нашло отражение и в современной фантастике. В ролевой системе Dungeons & Dragons Тиамат — богиня злых драконов. Однако коль скоро есть «злые драконы», должен быть и другой полюс — «добрые драконы». Что мы и видим в том же D&D, в его последователях и в параллельно развивавшихся системах воззрений на мифический бестиарий. Соответственно, вторая группа значений — не-традиционная. В ней дракон понимается как опасный хищник, но с бóльшей пластичностью поведения. Это может быть вызов для героя, а может быть верный союзник, подневольный или свободный.
Для людей традиционных воззрений «плохие» драконы из этой категории равнозначны библейскому чудищу, а «хорошие» считаются современным развлечением, не несущим никакого особого смысла. Таким образом, на практике есть символ «дракон-чудовище» и есть символ «фэнтези-дракон». Второй из-за современных мифов о драконе часто ускользает от внимания учёных, поэтому традиционное толкование продолжает существовать на официальном уровне. «Серьёзный» дракон — это побеждаемое зло на гербе Москвы или британское представление опасного Китая, а «несерьёзный» дракон — это крылатый защитник, воплощение красоты и гармонии, друг-из-природы, образ всестороннего развития и самосовершенствования и пр. То есть мы можем наблюдать, что позитивные стороны символа, распространённые в народе, не принимаются официально и, соответственно, не используются, хотя могли бы принести много пользы.

Isvoc «Spring Sun», 2022
Почему к «хорошим» драконам такое легкомысленное отношение? Обычно их считают не более чем модой в фэнтези. Я же думаю иначе; в конце концов, то, что сегодня может казаться всего лишь модными веяниями, для людей XXII века уже будет традицией прошлого. Размышляя на тему эволюции дракона, я вспомнила чей-то тезис о том, что зверь-чудовище больше не представляет такой угрозы для человека, как раньше. И ведь действительно: сегодня люди боятся не гигантского волка в лесу. В практическом отношении пожирающий зверь ничего не значит на фоне ковида, глобальных разрушений от землетрясений в Турции (отягощённых некачественным строительством) или прорыва плотины Каховской ГЭС. Люди изучили крупнейших хищников Земли, а что известно, то не вызывает мистического страха. Более того, крупные хищники взяты под защиту человека, так как человеческая деятельность подрывает экосистемы, в которых эти животные приспособлены жить, и вызывает сокращение их численности. Тут неважно даже, что человек теперь вооружён огнестрельным оружием, которому тигр не может ничего противопоставить. Неважно и то, что человеку для победы над тигром вообще больше не нужно самому идти в лес — можно запустить беспилотник и убить тигра с помощью него. Есть очень незаметный фактор: основное давление на зверя-чудовище ведут простые люди — не герои и не воины. Чтобы истребить хищников, простым Васям достаточно маленького завода по производству туалетной бумаги. Места для героизма не осталось, как не осталось и места для чудовища.
Что на этом фоне значит «непобедимый» крокодил, пусть даже с крыльями? Пусть даже величиной с тираннозавра? Настоящее чудовище для современного человечества выращивается в пробирке или в Интернете — и оно действительно, функционально опасно. А вот дракон-как-чудовище свой функционал потерял.
Соответственно, я считаю, что «плохой» и «хороший» дракон — это не разные взгляды на один символ, а — отражение разных стадий эволюции этого символа.