Алистер Муркерри, 12 марта 2015 года
Китайское блюдо с лунами и жемчужиной, династия Цин (конец XVII — начало XVIII века)
Лун — самое известное драконообразное существо после дракона. Однако чаще его знают под совсем другими именами: «восточный дракон», «китайский дракон», рю, ёнъ, луу и т.д. Он широко распространён в восточной Азии, появился задолго до дракона и оказал на него значительное влияние.
Свои луны есть почти у каждого восточного народа, но больше всех известен именно китайский лун (чей иероглиф записывается как 龍 или 龙). Считается, что он самый древний — самое первое его изображение относится к шестому-седьмому тысячелетию до нашей эры. За прошедшие века образ, конечно, не мог сохраниться неизменным, но китайская традиция донесла нам его до настоящего времени. Взаимовлияниям китайского, японского лунов и индийских Нага свою работу посвятил голландский востоковед Маринус Виллем де Виссер.
Китайская традиция требует, чтобы в изображении луна соблюдался канон, известный на Западе как «девять подобий». Китайский учёный Ван Фу в I-II вв. н. э. описал их так: «рога оленя, голова верблюда, глаза дьявола, шея змеи, брюхо моллюска, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы». Несоблюдение канона приводило к созданию лунообразных существ самого разного вида. Некоторые из них известны как девять сыновей луна, луншэнцзюцзы (ошибочно — «девять сыновей дракона»).
Фактически же детали луна можно соотнести далеко не со всеми деталями животных, указанных в «девяти подобиях». Правдоподобнее такое описание: рога оленя, уши коровы, чешуя карпа, тело змеи, лапы ящерицы и пр.
Фигуры луна на крыше современного даосского храма в Себу (Филиппины).
Однако символизм луна куда важнее его внешности. Он — божество, регулирующее воду, а для аграрных культур это — главное качество, определяющее, будут ли люди сыты и счастливы или разразится голод и многие погибнут. Именно поэтому лун считается приносящим счастье. И именно поэтому странно ожидать от него, что он даст удачу в любовных делах или поможет выгодно продать автомобиль, как надеются поклонники современной магии фэн-шуй.
Вопреки стереотипам, в легендах луны не всегда бывали благоприятными. Сражение двух лунов или мёртвый лун для восточных народов были знаком о надвигающейся беде. Кроме того, луны и сами могли причинить вред, если их злили, напуская наводнения. С другой стороны, китайцы «наказывали» луна, когда после длительной засухи так и не приходил жизнетворный дождь.
В современности, когда развитие науки сильно изменило технологии выращивания пищи, лун, конечно, потерял свой божественный статус, но для китайцев он по-прежнему служит символом единства нации. При этом китайцы отделяют своего волшебного благодетеля от дракона. Последний кажется им чужим и недостаточно качественным.
Обычно именно лун изображается на теле человека в стереотипной «татуировке дракона». Для западной культуры он — символ волшебного Востока, духовности и магии, в том числе как зверь-хранитель «Года дракона».
Но современный лун — настолько же западный персонаж, как и дракон. Он распространился по миру, а в современной интерпретации стал просто ещё одним волшебным животным, населяющим фантастические вселенные или астральные планы. Близость к дракону сделала его в итоге разновидностью дракона — в точности, как это принято в стереотипах. Теперь лун — это зверообразный дракон, которого лишили крыльев и сильно вытянули. Один из самых известных лунов — японец Хаку, персонаж аниме «Унесённые духами» Хайяо Миядзаки. Он пушист и симпатичен — и оказал большое влияние на западных лунов.
Silverfox5213 «Happy Fatty Dragon Year», 2011
Зверообразность лунов может доходить до невероятных пределов. Так, некоторые художники-любители называют «восточными драконами» персонажей, которые представляют собой ни много ни мало волшебных вытянутых выдр или других гладких животных. Есть даже шутка: «Как сделать луна? Берём ласку и растягиваем».
В таких случаях персонаж окончательно перестаёт походить на дракона. Обычно он не имеет и драконьего символизма — не стоит на страже потустороннего мира, не охраняет гармонию, не созидает миры и тем более не требуется для совершения великого Подвига героя. Использование ярлыка «дракон» к таким зверькам приводит лишь к размыванию понятия.
Vvlad vvolfen «The dragon in my Basment», 2014
Луны американской художницы Хиллари Люткемайер
Поскольку лун — обязательный атрибут китайской культуры, его во множестве можно встретить на вазах и украшениях, представленных в исторической драконографии.