Мардук против

Алистер Муркерри, 13 февраля 2022 года

«Древние мифы о драконах» постоянно используются в художественных произведениях, помещающих драконов в прошлое планеты Земля. Давайте рассмотрим один пример в фильме «Власть огня» (Reign of Fire, 2002).

Приведённое выше изображение ­— это прорисовка ассирийского рельефа, датируемого 865-860 годами до н.э., стенная панель из храма Нинурты в Нимруде. Сегодня исследователи описывают её как сцену противостояния Нинурты и чудовищной льво-птицы Анзу. Но долгое время оно считалось изображением битвы «хорошего» бога Мардука с «плохой» богиней Тиамат. Трактовка возникла из предположения, что одно из изображений змеи с руками — это изображение этой самой Тиамат, вследствие чего её назвали драконом. Разумеется, образ XX века затмил древние змеиные образы, создав впечатление, что Тиамат — такой вот современный дракон. Одним из ярчайших примеров такой трактовки является одноимённая богиня цветных драконов из Dungeons&Dragons.

Соответственно, и ассирийский рельеф толковали как сражение Мардука с Тиамат, а существо слева толковали как «дракона». Особенно этому способствовали скудные на детали прорисовки, напечатанные в книгах. Так, в «Религии в истории народов мира» С. А. Токарева (1964) прорисовка достаточно скупа, чтобы у читателя возникало впечатление, что существо покрыто змеиной чешуёй на туловище и передней стороне крыльев.

Фотография рельефа в Британском музее показывает однозначно львиную голову и аккуратную проработку каждого пёрышка.

В действительности же искомое чудовище — это типичный львиноголовый грифон, популярный азиатский образ древности. Даже при ассоциации с Тиамат-драконом игнорировать птичий хвост и львиную голову с усами и вибриссами весьма затруднительно. Поэтому создатели фильма «Власть огня» (где драконы — это рептильные чешуйчатые виверны) не могли воспользоваться образом напрямую. Они пошли другим путём.

Превратить четвероногого пернатокрылого грифона в двуногую кожистокрылую виверну с сохранением узнаваемости образа — трудная задача. Поэтому «древний образ» ожидаемо противоречив. Как видно, голова совершенно новая — она соответствует голове огнедышащей виверны из фильма. Перья однозначно стали чешуёй, которую можно видеть, когда персонажи оказываются поблизости от виверн. Поскольку замена крыльев на кожистые разрушила бы узнаваемость, кости крыла видны только в одном месте, а перепонки представлены некими длинными полосками, напоминающими одновременно о киноадаптации образа Сапфиры из «Эрагона» (2006) и об идее искажения образа при передаче древних мифов. Птичий хвост ожидаемо заменён на змеиный, каким активно размахивают крылатые персонажи фильма. Да и драконоборец приобрёл копьё, отсылающее, с одной стороны, к копью святого Георгия, а с другой стороны, к гарпуну.

«Древние изображения драконов» показываются в фильме всего несколько секунд. За это время зритель, не знакомый с темой, вряд ли сумеет разглядеть показываемых существ (тем более что новосозданные образы перемешиваются с действительно историческими). Однако этого достаточно, чтобы создать впечатление, будто драконов действительно изображали примерно одинаково в древности по всей земле.

Вот так — с чисто художественными целями — формируются и закрепляются «мифы о мифах».