Алистер Муркерри, 22 декабря 2023 года
Мне прислали ещё один пример тематических артефактов к Году Дракона — коробки для пиццы к Году Дракона с нейросеточными драконами. Не монета от Сбера; другая крупная компания, другая нейросеть… но смысл тот же. Эта сиюминутная реклама сродни сайтам-однодневкам, которые производятся в огромных количествах и в таких же количествах исчезают, успев прорекламировать, как быстро похудеть, используя каждый день простой советский…

У нейросеточных изображений есть некоторая эстетическая привлекательность. Но она поверхностная, в первые пару мгновений, когда глаз оценивает, что вообще перед ним. Так можно увидеть прекрасный воздушный замок на облаке или очертания красивого зверя на тени от висящего в ванной полотенца — если не приглядываться. Как только зритель приглядывается, то замечает: башня замка наклонена под странным углом, окна налеплены где попало и вообще замок стоит на улице им. Шеогората. Это то же самое, что вдохновение. Оно неуловимо, потому что поверхностно, и когда его начинают привязывать к суровой реальности, или рвётся, или требует натягивания совы на глобус.


Но, в отличие от облака или образа из вдохновения, нейросеточные картинки не мимолётны. Они могут лежать перед вами, отпечатанные на коробке от пиццы или отчеканенные на серебре высшей пробы. Они предназначены для того, чтобы им поставили лайк и мотнули соцсеть дальше, и при этом воплощены в материальном виде. Они не годятся для коллекции и долгого разглядывания. Что из них можно почерпнуть? Единственная существенная деталь — что отбиравший картинки хотел получить типажи «милый дракон», «яростный дракон» и «глупый / мультяшный дракон». А далее выясняется, что у золотого дракончика два рта и три пальца на одной лапе, но пять — на другой. И что вместо второго крыла у него странный парус, растущий из середины спины. А у серого одна лапа — это лапа, а вторая — судя по всему, виверновое крыло. Про симметрию зубов, чешуй и прочих выростов уж промолчим. Так или иначе получается, что после первого приятного впечатления открывается уродство.
И если взрослые, разглядывающие картинки, ещё понимают, как правильно, потому что в детстве учились по совсем другим образцам, то маленькие дети будут воспринимать это уродство как правду жизни. Особенно если взрослые будут показывать им эти картинки с радостью и смехом.
Впрочем, даже если брать только коммерческий смысл таких картинок… Лично я бы не стала заказывать пиццу там, где её рекламируют как толстые невнятные куски теста с размазанным по нему повидлом.