Алистер Муркерри, 1 апреля 2025 года
Разбирая виды классификаций драконов, я остановилась на одной из самых известных — цветовой классификации. Связь цвета дракона с его особенностями сегодня — это нечто само собой разумеющееся. Однако, как показывает «Историческая драконография», для человечества это не обычное положение дел. На протяжении веков европейский дракон был бесцветным или невзрачным (бурым или грязно-зелёным), исключая только красные ипостаси дьявола и врат ада. Такие персонажи, как яд-в-бокале (он же зелёный змий) или скандинавская белая змея, не отпечатались в теме драконьего цвета. Фактически, функционально-цветных драконов в европейском искусстве нет до второй половины XX века.
Зато позднее в тему врывается ролевая система Dungeons & Dragons — с её хроматическими и металлическими драконами разных цветов, мировоззрений и типов дыхательного оружия. Цветные виды затем массово плодятся в видеоиграх (см. например, драконов Heroes of Might and Magic III в Энциклопедическом словаре фантастики) и расползаются в разные стороны, от эзотерических персонажей до самопрезентации личности. В конце концов связка «цвет — особенности биовида» входит в норму.
Однако почему система D&D это сделала? По каким причинам эта цветовая классификация оказалась столь удачной? И как вообще она сложилась такой, какой сложилась?
Исходя из общего «классического» расклада драконов D&D я сделала две гипотезы:
- Одним из прообразов цветовой классификации была европейская геральдика.
- Другим прообразом цветовой классификации была китайская символическая система пяти первоэлементов.
Геральдика даёт разделение цветов геральдических фигур на «эмали» и «металлы», что соответствует двум родам истинных драконов D&D (хроматических и металлических), хотя по составу они не совпадают. Однако идея китайского влияния намного интереснее.
Во-первых, не стоит забывать про компилятивный характер ролевой системы Dungeons & Dragons. Её авторы собирали идеи из мифологии по всему миру, и «восточная мудрость» не могла обойти их стороной. Во-вторых, в отличие от европейской геральдики, у китайской традиции есть глубокая взаимосвязь между цветом и другими характеристиками объекта. Учение о пяти элементах включает в себя сразу и концепт стихии, и концепт цвета. Элементу Воды соответствует чёрный; элементу Огня — красный, элементу Дерева — сине-зелёный, элементу Металла — белый и элементу Земли — жёлтый. Вместе с тем жёлтый ещё связан с императором Китая — романтизированным образом для США. Элементы и их цвета циклично пересекаются с каждым из 12 зодиакальных животных Китая, среди которых есть лун (трактуемый как «китайский дракон»). Все зодиакальные покровители года обладают своими особенностями, а цвет ещё и вносит свои нюансы, образуя «цветные виды драконов» даже при поверхностном знакомстве с этой темой.
Если разработчики D&D Гэри Гайгакс и Дэйв Арнесон вдохновлялись китайской традицией, то их драконы должны представлять собой американское переложение этой традиции:
виды драконов чёрного, белого, красного, императорского жёлтого (золотого) цвета, а также разделённый на две части «сине-зелёный» цвет (который называется цин (青) и представителей которого переводят на английский то как «зелёный дракон», то как «синий дракон»).
Проверяем.
Самая первая публикация D&D с описанием драконов — руководство «Monsters & Treasure» (1974), изданное Tactical Studies Rules. Это дешёвая чёрно-белая книжица с любительскими рисунками внутри.

Содержание тоже не похоже на развитые описания будущего «Дракономикона». Однако среди прочих существ (например, василисков и чешуйчатых быков-горгон, которых потом можно было встретить в тех же HoMM III) присутствуют искомые драконы. Руководство 1974 года сообщает нам о них следующее:
«Есть шесть разновидностей драконов, каждая с отличительными особенностями в частном, но с общими свойствами в целом». В свойства входят оружие-дыхание и умение колдовать.
Белый дракон — ледяное дыхание, встречается только в холодных регионах, самый слабый и мелкий. Не колдует.
Чёрный дракон — кислотное дыхание, встречается только в болотах, чуть крупнее белого.
Зелёный дракон — выдыхает хлорное облако, обитает в лесах, крупнее чёрного.
Синий дракон — дыхание-молния, обитает в пустынях, крупнее зелёного.
Красный дракон — огненное дыхание, обитает в холмистой и гористой местности, чуть крупнее синего.
Золотой дракон — огненное или газовое дыхание, крупнее красного, умеет профессионально колдовать, самый мудрый, единственный приверженец законопослушного мировоззрения среди драконов, умеет превращаться в человека, никому не служит и вообще сам по себе представляет отдельный класс существ.
Как видно, в оригинале D&D ещё нет геральдического деления на «эмаль» (хроматиков) и «металл» (металликов), но система пяти элементов с раскрытием сине-зелёного и с императорским золотым в самом деле присутствует. Гипотеза подтвердилась.
В дополнение стоит сказать, что сама по себе идея цветных драконов была реализована Энн Маккефри на шесть лет раньше, чем в D&D. Можно даже предположить какую-то связь между размерами драконов Перна и драконов D&D в этой редакции. Но это уже совсем другая история.