Современный дракон

Дракон сегодня известен по всему миру. Его любят в Бразилии и Италии, Южной Африке и Австралии, Сибири и Канаде. Однако история драконьего распространения по планете обросла мифами точно так же, как и всё остальное, с ним связанное.

Обычно считается, что в любой местности в древности водились свои драконы — мифические. Время утекло, мир изменился, а драконы продолжали соседствовать с людьми, как будто ничего не произошло. Но это не так. Хотя свои мифы о змееподобном чудовище были, действительно, почти у каждого народа, эти чудовища не были драконами раньше и, в основном, так и не стали ими потом.

Дракон родился поздно — в Европе во второй половине XIV века. Оттуда он распространялся во все стороны вместе с культурой переселенцев, торговцев, военных и адептов христианской веры. В некоторых местах местные образы химерического змея или протодракона были сильны и сумели (на время) отразить вторжение дракона вместе с вторжением европейской культуры. В других местах, например, в Северной Америке, дракон прижился очень хорошо. Именно Северная Америка в эпоху глобализации стала основным источником драконьей экспансии.

Например, американизация (или вестернизация) коснулась Японии в середине XX века, во время оккупации союзными войсками. Так японский лун рю  ( 竜 ) испытал сильное влияние американского дракона, и в японской культуре появился такой образ как дорагон ( ドラゴン ). Похожая история произошла и с другими региональными образами. Они «одраконились», хотя до сих пор могут называться традиционными словами «змей», «цмок», «аждаха» и т. п.

Большинство компьютерных игр и фильмов с драконами произведено в США. Но они переведены на многие языки мира и распространяются далеко за пределами североамериканского континента. Интернет сделал распространение образов ещё более простым, так как теперь уже художники-любители могут демонстрировать своё творчество, в каком бы уголке земного шара ни находились. Поэтому дракон имеет европейско-американскую родословную, но теперь уже в любом месте может чувствовать себя как дома. Он действительно стал всемирным символом.

Именно с современным драконом мы имеем дело сегодня — с постоянным обитателем фэнтези и многообразным могущественным существом.

Особенности

У современного дракона много отличий от змее- и драконообразных существ прошлого. В целом его характеризуют такие черты, как морфотип «четыре лапы и два кожистых крыла», широкие возможности символизма и «душа дракона в теле человека». Он частично отождествляется с виверной и дракогрифом. (а также китайским луном, трактуемым как «восточный дракон»). Формы его воплощения постоянно прогрессируют. Мы видим, например, как от рептильного Драко из «Сердца дракона» (1996) через модифицированную Сапфиру из «Эрагона» (2006) образ смещается к пушистому Элиоту из фильма «Пит и его дракон» (2016).

Дракон представляется либо мистическим явлением, либо реальным животным, биология которого тщательно прорабатывается. Последнее — свойство современности.

Есть ряд свойств, которые присущи именно дракону XX-XXI века:

  1. Не просто вопрос существования, а акцент на биологической реализации существа. Подробности анатомии и способностей — обязательный элемент описания современного дракона.
  2. Позитивное духовное значение дракона. Он становится идеалом, духом-наставником или альтер-эго человека.
  3. Роли драконов в фантастических мирах очень разнообразны. Это больше не предмет для демонстрации праведности путём убийства (как в случае драконоборства святого Георгия). Дракон может быть и мерзким хищником, и ездовым зверем, и напарником в опасном деле, и хранителем или творцом. В соответствии с этим очень разнообразны и миры, в которых обитают драконы.

При всех очевидных признаках эволюции дракона он, однако, всё ещё погребён под мифами. Это делает проблемным его изучение — исследователи игнорируют «коммерческий продукт» современности, предпочитая обращаться к древней мифологии и заканчивать средневековьем. Даже драконы с шедевров эпохи Возрождения служат для многих всего лишь ссылками на античную мифологию. Что же говорить о фэнтези? Тем более о его массовом воплощении — о чём-нибудь вроде любовного фэнтези про попаданку в академию волшебства, возглавляемую драконом-оборотнем…

Однако это существует, живёт и развивается прямо сейчас. И оно достойно исследования не меньше, чем археологические образцы.