Статистика по драконографии

Алистер Муркерри, 9 января 2016 года

Драконография в её текущем виде стартовала 2 июня 2015 года и к новому году-2016 подошла с шестью сотнями экспонатов. Охвачены почти все века нашей эры, за исключением V-VI вв. — времени, когда пала Западная Римская империя, славяне дошли до Северного моря, а в Китае правила династия Суй. Однако различные периоды представлены в исторической драконографии неравномерно.

Существенную долю от всех экспонатов составляют образцы современные — XIX-XXI вв. Больше всего работ приходится на долю XX века, хотя в драконографии пока присутствует совсем мало фэнтези-иллюстраторов, богато творивших в 1970-1990 гг. Самым разработанным из них является Майкл Уэлан.

Можно ожидать, что XXI век ознаменуется бумом драконьих воплощений на бумаге, в цифровой живописи и других формах. Тем не менее малозначимые любительские рисунки в исторической драконографии не учитываются.

Значительная часть экспонатов — это картины (на холсте, дереве и пр.) и книжные иллюстрации, включающие в себя обложки как алхимических трактатов XVII века, так и фантастических романов XX века. Плакаты и листовки включают в себя лубочные картинки, почтовые экспонаты — это марки и штампы, а в предметах быта в основном — зеркала и посуда. Пожалуй, китайские фарфоровые вазы с лунами — самые популярные экспонаты «с драконами», так как пользовались большой любовью европейских коллекционеров.

В категории «Другое» находятся петроглифы, витражи, текстиль самого разного назначения и, конечно же, цифровые работы: цифровые иллюстрации и кадры мультфильмов, кинофильмов и видеоигр. Здесь есть ещё большой простор для развития, так как корректное отображение интерактивных продуктов требует разработки особого подхода.

Три самых популярных морфотипа — это дракон, виверн и ящер. К ящерам также относятся и восточные луны. Мифический змей, наделённый драконьей головой и телом змеи, кажется очень немногочисленным на фоне разнообразных химер до-драконьего и драконьего времени. Но его не нужно путать с обычной змеёй, «прабабушкой» дракона. Чисто змеиные мотивы в древности встречались намного чаще.

К многоголовым относятся те персонажи, которые изображены более чем с одной головой. Таким образом, в драконографии есть многоголовые линдвормы, ящеры, виверны и драконы.

Крылья отсутствуют лишь у 31% экспонатов, то есть менее чем у трети. Остальные образы крылаты, и здесь безусловно доминируют кожистые крылья — те самые, которые характеризуют классического дракона. Оперённые крылья обычны для христианских икон разных периодов; впрочем, часто заметно различие между «правильными» крыльями ангелов и «неправильными» крыльями дракона/дьявола. К «другим» крыльям относятся плавникообразные, пластинчатые, чешуйчатые и гибридные (например, кожистые, но частично покрытые перьями).

Наконец, интересно распространение тех или иных сюжетов. Сюжеты собираются в несколько групп, которые, в свою очередь, принадлежат к разным типам отношения.

Преобладает негативное отношение к драконам и драконообразным существам, в особенности — драконоборство. Треть всех экспонатов показывает христианского святого Георгия, убивающего сначала змеев, потом протодраконов, а затем и драконов. Сюда также входят античные, славянские и восточные драконоборческие сюжеты, а также поздние фантастические, основанные на стереотипах XIX-XX вв. Негативное отношение выражается также в изображении дракона как христианского дьявола, в укрощении христианским святым и в сценах, где дракон нападает на положительных персонажей, т. е. проявляет себя вредным хищником.

Незначительная часть экспонатов показывает, как дракон или драконообразное существо эксплуатируется героями — обычно служит ездовым животным.

Под «демонстрацией» здесь понимается бессюжетное изображение любого драконоида или же простая демонстрация его естественных качеств (например, полёт по небу).

Позитивное отношение включает в себя как нейтралитет, или мирное соседство (что для дракона как символа — уже хорошо), так и действительно союзнические отношения с людьми и другими персонажами.

Наконец, в ряде случаев драконообразное существо изображается как символ (образ на гобелене из фантастической иллюстрации, важный знак в алхимических манускриптах и пр.).

Разумеется, работа над исторической драконографией будет продолжена, и вместе с пополнением коллекции расширятся и возможности для анализа.