Алистер Муркерри, 16 января 2023 года

Это химера нашего века — соединение современной мифологии, построенной на ложном единстве понятия «дракон». Этот цифровой рисунок (автора которого мне установить не удалось, но он подписан как K) изображает китайского луна в виде европейского уробороса. Автор картинки не добавлял никаких других элементов, кроме луна, зачем-то закусившего свой собственный хвост, но по Интернету ходит множество переделок, обычно вписывающих внутрь круга символ «инь-ян». В таком виде картинка становится эскизом для татуировки. Видимо, желающие обзавестись такой татуировкой надеются привлечь в свою жизнь какие-то могущественные силы гармонии.
Однако на деле представленная картинка не содержит никакой древней мудрости или просто внятного символизма.
- Показанное существо является чисто европейским фэнтези-образом. У него две пары усов, утрачен смысл обрамления конечностей (в далёкой древности это, скорее всего, были остатки грифоньих крыльев). Он не парит в небесах и не изгибается в воде, а встал колом. Такое для настоящего луна совершенно нехарактерно — лун подвижен, даже если изготовлен из таких негибких материалов, как бронза или нефрит, не говоря уже о полностью податливом цифровом рисунке.
- Персонаж повторяет позу уробороса из византийского алхимического трактата (1478), с той разницей, что автор постеснялся пихать хвост в пасть луну и нарисовал как на гравюре немца Луки Йенниса из алхимического трактата Musaeum Hermeticum (1625). Ни одного традиционного атрибута китайского луна здесь нет — ни водоёма, ни облаков, ни жемчужины. Это чисто западный персонаж; соответственно, какое отношение он должен иметь к «восточной мудрости»?
- Кольцо-змея уже обладает символизмом цикличности — и в этом качестве распространено до глубины веков и по всему земному шару, не ограничиваясь ни китайской, ни средневековой европейской культурами. Уроборос — всего лишь частный случай этого змеиного кольца. Если художник захотел перенести этот символизм со змеи на китайского луна, который сам по себе символ цикличности (взлетает весной, укрывается осенью), то получил цикличную цикличность.
- Вписывание в змеиное кольцо, представленное в виде западной интерпретации китайского луна в форме алхимического уробороса, ещё и символа «инь-ян» (в глубокой древности представленного в виде противоборства китайского луна и китайского тигра) составляет вообще невообразимый винегрет смыслов. Он не несёт того позитива, как об этом думают люди, выбирающие такой эскиз татуировки. Особенно когда твёрдую мужскую силу «ян» снабжают мягким знаком.
Можно подискутировать о термине «уроборос» — должен ли он строго обозначать европейского алхимического персонажа или давать имя гораздо более широкому и глубокому понятию. Но набивать на плече такого «китайского уробороса» — всё равно что в поисках древней восточной мудрости набивать Микки-Мауса.