Алистер Муркерри, 25 сентября 2015 года
Василиск — один из самых несчастных драконоидов. Первоначально он был конкретным персонажем — ливийским царём змей, обитателем опасных пустынь. Однако веками этот символ конкурировал с более сложными и пластичными протодраконами и не выдерживал конкуренции. Главным качеством василиска была способность убивать на расстоянии, поэтому олицетворял он только одно — смерть. Простую, не оставлявшую возможности героического подвига, неминуемую. При таких свойствах василиск не мог понравиться никому, и лишь случайное попадание в латинский перевод Библии как вольное обозначение змеи спасло его от полного забвения.
Впрочем, уместно ли говорить о существовании символа, если на самом деле он представляет два разных образа, самодостаточных самих по себе? Первый образ — химерический змей. Второй, более поздний, к драконообразным вообще отношения не имеет: это кокатрис, змеепетух.
Значение «смерть на расстоянии» — единственная черта, которая могла бы связать разные образы, но она настолько размыта и неспецифична, что недостаточна для того, чтобы определять символ. Вначале василиск был чрезвычайно ядовит и отравлял всё и вся, подобно многим другим химерическим змеям. Затем появилась идея об убивающем взгляде, аналогичная таковой у Медузы Горгоны.
При любом взгляде на проблему получается, что «василиск» — лишь произвольный набор признаков, а значит, сам по себе не существует. Тем не менее благодаря скрещиванию с образом дракона в XVII веке символ обрёл шанс «выжить». В «Истории змеев и драконов» Улиссе Альдрованди (1640) василиск приобрёл вид ящерообразной химеры с четырьмя парами ног и куриной головой. А затем этот образ послужил вдохновением для современного василиска, появившегося в 1974 году в рулбуках ролевой системы Dungeons&Dragons.
Авторы D&D разделили василиска и кокатриса, и первый наконец получил чёткое определение. Это ящер с тремя или четырьмя парами лап, обладающий взглядом, который заставляет противника окаменеть (оцепенеть).
Один из самых ярких в этом отношении образов василиска находится в компьютерной игре Heroes Might and Magic III, где он — обитатель болотного замка Цитадель. Здесь он получил связь с пещерами, так как живёт в «яме», и с водой, так как его местообитание — на болотах. При этом он включён в целую семью схожих образов: в Цитадели живёт множество ящеровидных существ, начиная от гуманоидных ящеров и заканчивая вивернами.
Василиск как морфотип — это наземный ящеровидный гексапод, иной раз настолько похожий на дракона, что лишь отсутствие перепонок между пальцами второй пары лап отделяет его от классического образа. Такое сходство делает его самым близким драконообразным наряду с виверной. Это обыграно и в D&D, где есть драколиск, отличающийся от дракона лишь ещё одной парой ног.
Современная культура представляет василисков и как страшных чудовищ, и как вполне милых драконовидных персонажей. В морфотипическом отношении василиск совершенно свободен для трактовок содержания и может не только обладать оцепеняющим взглядом, но и выдыхать пламя, создавать очищающую ауру или просто использовать свои четыре руки в физическом мастерстве.