Алистер Муркерри, 16 июля 2016 года
Зилант, драконообразный персонаж из фольклора, — популярный образ в Казани. Здесь можно увидеть много его воплощений, как традиционных (змей с крыльями и двумя лапами), так и современных, одраконенных. Однако самое яркое и запоминающееся воплощение — это пара зилантов у центра семьи «Казан».

Скульптурная инсталляция «Он и она» расположена у входа в центральный ЗАГС Казани. Её автор, бурятский скульптор Даши Намдаков, широко известен своими мифологическими работами. Зиланты интерпретированы как драконы — современные, фэнтезийные, а значит, не связанные с негативной символикой средневекового чудовища. «Он и она» представляют собой хранителей семейных ценностей. Самец стоит на страже, в то время как самка сидит вместе с малышами. Размер их — внушительный («Он» достигает высоты 7,8 м, «Она» — 6 м).
С другой стороны здания расположена ещё одна пара мифических существ — крылатые барсы со своими детьми. Центр семьи «Казан», спроектированный Даши Намдаковым, открылся в 2014 году, однако без скульптур. Бронзовые скульптуры в авангардном стиле были созданы позже: их отлили по эскизам автора в мастерской художественного литья Массимо дель Киаро в итальянском городе Пьетрасанта. Торжественная церемония открытия в Казани прошла 26 июня 2016 года с участием президента Татарстана Рустама Минниханова, мэра Казани Ильсура Метшина и самого автора Даши Намдакова.

Яркие и необычные, зиланты-драконы вызвали бурное обсуждение как до, так и после их появления в Казани. Многие решительно возражали против них, считая творчество Намдакова неуместным по тем или иным причинам. Главные возражения носили религиозный характер: жители столицы мусульманской республики посчитали зилантов символами другой веры — тенгрианства. Марья Леонтьева, координатор центра прикладной урбанистики Казани, исследователь ЦПУ при МВШСЭН, отметила анималистические формы творений Намдакова, относящиеся больше к языческому, монгольскому стилю, и усомнилась в их уместности в республике, где основными религиями являются ислам и христианство.
Художник Ильгизар Хасанов полагает, что образ зилантов — это смешение личных фантазий автора с фэнтези, и ему место в личной коллекции владельца замка. Татарский архитектор и краевед Сергей Саначин усмотрел в стиле Намдакова китайские мотивы, которые счёл неуместными в Татарстане. Полагали также, что чудовища возле ЗАГСа неуместны, агрессивны и будут пугать детей.
Однако опасения не подтвердились. Многие люди пришли в восторг, увидев зилантов вживую. Даже те, кто не любит фэнтези, находят их «потрясающими» и «грациозными». Их необычная внешность прочитывается как свидетельство развития, пути в будущее, при том, что символизм связывает их с традицией и вечными ценностями. «Гордые, сильные и непобедимые Он и Она. Прекрасные ассоциации на самом деле», – пишут сторонники зилантов. А вслед за родителями позитивное отношение проявляют и дети.

Нельзя не признать, что зиланты получились неоднозначными. Кто-то называет их «стильными», кто-то «уродливыми», кто-то «зловещими», а кто-то — «защищающими семью», ведь «зиланты выглядеть умиротворяюще не могут по умолчанию». Однако скульптуры необычные и впечатляющие — и, значит, определённо оставят свой след в истории как прекрасный пример современного дракона.