Алистер Муркерри, 14 ноября 2022 года
Геральдика, безусловно, важна для изучения эволюции образа дракона. Но в силу специфики работать с ней очень трудно. Образы гербов морфируют в пределах основных правил описания, и если «белый конь» — достаточно ясный образ, то «чёрный змий» (он же «дракон») — сплошная terra incognita. Один и тот же персонаж во множестве современных гербов в России принимает самые разные виды. Чтобы разобраться в их истоках, нужна обширная литература… которой практически нет.

Герб Москвы со всадником, поражающим дракона, получил наибольшее внимание, но и этого недостаточно, чтобы представить его эволюцию достаточно полно. Например, статья Е. В. Пчелова «История московского герба» (2019; тут есть её pdf) больше внимания уделяет происхождению всадника, а более поздние метаморфозы змия практически не освещаются. Но это хотя бы по-настоящему научно-популярное изложение темы. В отличие от книги А. В. Ульянова «Русская символика», вышедшей в 2010 году под логотипом энциклопедического издательства «Аванта+».
Что из себя представляет книга Ульянова? Формально это рассказ о русской символике: гербы, флаги, награды, логотипы, религиозные символы. У книги немалый список использованной литературы, а аннотация заявляет, что книга насыщена историческими деталями. Это так. Вот только все эти детали использованы для совершенно ненаучной авторской идеи о «русском сложении», которая мало чем отличается от прочих ненаучных идей.
Вот характерные признаки этого текста:

- «Десять лет отшельнического труда не прошли [для автора] даром» — заявление, достойное пророка неорелигии; этот приём активно используется для поднятия духовного авторитета, но никак не научного.
- Автор даёт своё толкование понятию «символика», совершенно ненаучное. Кроме того, он с самого предисловия настраивает читателей на то, что всё русское будет возвеличиваться в духовном смысле, а всё нерусское — отбрасываться, если негодно, и принудительно делаться русским, если годно. То есть картинка действительности будет намеренно искажена и с опорой не на историю, не на символизм, а на духовность.
- Автор открытым текстом говорит: «Эта книга задумана как первый учебник символики — без мистики». Научение символике — в любом случае навязывание чего-то своего, а вовсе не исследование существующего. Если автор не рассказывает о том, как люди толкуют то или это, а утверждает, как они должны толковать, то это не энциклопедия — это пропаганда. Если у автора есть истинное, безвременное и, как он говорит, «общепонятное» толкование, то любое толкование, отличное от этого, будет неистинным, недолговечным и чьим-то личным вывихом «символики». То есть автор берёт духовность и жёстко разделяет на праведное и неправедное. И вопрос, откуда можно взять безусловно-истинное толкование «без мистики», становится риторическим.
- Главное в книге — авторский «единый метод исследования символики русского языка». То есть личная интерпретация автора, проводимая в качестве учения (см. предыдущий пункт про учебник). Автор не является ни лингвистом, чтобы заниматься языком, ни искусствоведом, чтобы анализировать образы, ни историком в крупных или специальных дисциплинах (в том числе геральдике). Зато у него есть изобретение, простирающееся на столь широкую сферу. Это типичный пример «мужской лженауки»; можно вспомнить немало подобных «теорий» и «методов» в физике или истории, составленных из фактов и лжи, как из деталей Lego, в произвольном порядке.
- Автор казнит «неправильных» геральдистов направо и налево — и исторических деятелей, и наших современников, не разбираясь в причинах их решений. Он просто отказывает им в праве называться геральдистами, оставляя это право для одного себя.
Таким образом, что полезное можно извлечь из этой книги? Разве что список использованной литературы. Без перепроверки ничему внутри книги доверять нельзя. Если автор ставит себя в роль учителя-отшельника и на правах универсальной истины учит о высшей духовности отдельной группы лиц (в данном случае народа), то уже не имеет значения, какой именно материал он берёт для своего учения в качестве формы. Это лженаука.