Алистер Муркерри, 5 мая 2019 года
Поразительную находку сделала я тут случайно. В 2010-м году Британский музей совместно с мелким музеем Кройдона (Лондон) устроил выставку «на тему дракона» под названием «Сказки дракона». Изображение с выставочного буклета этих «сказок» вы и можете тут лицезреть.
Но что изображено? Логотип — пародийный современный лун, как бы изображённый на китайской вазе. Слева — настоящий китайский фарфоровый сосуд, на котором изображён настоящий китайский лун. Справа — фигурка сенмурва, которая мелким шрифтом снизу обозначается как «освинцованная бронзовая фигура крылатого зверя» и приписывается парфянам или сасанидцам примерно III века нашей эры.
Ну ок. И луны, и сенмурвы, безусловно, оказали на формирование дракона огромное влияние. Но где сам дракон? Как два музея, расположенных в драконистой Англии, более того — в Лондоне (с драконами на гербе), умудрились вычеркнуть сам предмет обсуждения? Что авторы этого изображения хотели донести до посетителей? Что Китай и Ближний Восток полностью вытеснили европейскую культуру? Что сам дракон, распространившийся по всей земле и давший своё название множеству родственных и даже неродственных и непохожих существ из разных культур, — ничего не значит и внимания недостоин? Что здесь лежит в основе — политика «вины белого человека / европейца» или банальная безграмотность? Или лень составителей буклета, не захотевших объяснять, почему они объединили собакогрифа с китайским луном?
Если бы в центре стоял дракон, тем более современный, я бы сожалела, что не могу познакомиться с этой экспозицией. А так… «Сказки» уровня тематических сайтиков из Интернета, но от лица одного из ведущих музеев мира вызывают совсем другое сожаление…