Алистер Муркерри, 23 июля 2014 года
Многогранность феномена предопределяет и многогранность науки, его изучающей. Драконология как область научного знания объединяет в себе различные направления (в основном гуманитарного характера) для того, чтобы показать феномен в объёме, со всех сторон.
В первую очередь драконологию можно поделить на три основные ветви — культурную, психологическую и биологическую, каждая из которых также ветвится.
Культурная драконология
Это традиционный подход к изучению мифического змея, дракона и драконоидов. Сюда относится изучение в мифах, фольклоре, литературных и иной формы произведениях (как локальное, так и сравнительное), в скульптуре, одежде и ювелирном деле, лингвистические вопросы и т.д. При этом историческим аспектам уделяется наибольшее внимание. Абсолютное большинство научных работ посвящено периоду от возникновения мифического змея до средних веков. Незначительное их число уделяет своё внимание дракону XX и начала XXI века.
Психологическая драконология
Эта ветвь затрагивает психологическую сторону дракона, в первую очередь самоидентификацию как дракона (мировоззренческую и основанную на ощущениях неуточнённого типа). Это новая область, прямо пересекающаяся с психологией личности в вопросе самоидентификации, первые шаги в ней только делаются.
Дракон также используется в практической психологии как образ-инструмент.
Биологическая драконология
Сюда входят исследования возможного естественнонаучного происхождения дракона, а также биомоделирование, которое может быть применено как для проверки отдельных гипотез, так и для конкретных практических целей — например, в киноискусстве при создании реалистичного образа. Дракон как гипотетическое живое существо и одновременно популярный символ служит прекрасной учебной моделью при преподавании биологии. Кроме того, биомоделирование может быть существенно полезным при развитии синтетической биологии (если будет доказана практическая эффективность животного с подобным набором признаков).
Биологическая ветвь драконологии — самая неоднозначная, поскольку вопрос о существовании дракона как живого существа разделил учёных на два лагеря. Некоторые (например, Цигуан Чжао и Эрнест Ингерсолл) уже в самом начале своих крупных работ пишут о том, что дракон как животное никогда не существовал. Другие (например, Ма Сяосин) высказывают обратное предположение.