К портрету советского дракона

Алистер Муркерри, 24 апреля 2020 года

Советская марка, 1921 (nDg-00059)

В советской традиции дракон обозначал негативные стороны человека. Особенно это выразилось в пьесе Е. Шварца «Дракон» (написаной в 1942-1944 годах, но получившей распространение с 1962 года), где дракон — воплощённый порок — обретает форму человека. Свою лепту внесло и понятие о «зелёном змие» (пьянстве). Оно получило отражение в карикатурах, когда трёхголовый Змей Горыныч оказывается простым русским мужиком-алкоголиком, «соображающим на троих». Это довольно поздняя антропоморфизация дракона, но примеры её можно найти и на заре существования СССР.

Так, в числе первых марок РСФСР 10 августа 1921 года была выпущена «К свету!» (или «Освобождённый пролетарий»). Рисунок — М. Антонова; гравюра на стали — П. Ксидиаса; гравюра на меди — Н. Сухих. Такие марки продавались только в Москве, Петрограде и Харькове.

Сюжет — драконоборческий, но нетипичный. Не конный рыцарь-святой освобождает девицу из темницы, а молодой мускулистый рабочий прокладывает себе путь к свету. Меч в его руке лежит странно; видно, что этот атрибут чужд советскому пролетарию. Поражённый дракон тоже имеет необычную внешность. Очевидны человеческие признаки рук, торса и ног (и, вероятно, поэтому в композиции нога рабочего закрывает область половых органов). Дракон здесь — аллегория капиталиста, «плохого человека».

Помимо прочего, такая трансформация образа могла произойти и вследствие культурного отказа от Георгия-драконоборца, плотно связанного с Российской Империей.

Добавить комментарий

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.