Алистер Муркерри, 13 марта 2020 года
Бытовые представления о драконологии часто ограничивают и искажают область исследуемого. Любители рассматривают не все доступные им исторические образцы, а только некоторые — соответствующие их личным представлениям о драконах. И, наоборот, они классифицируют как драконов совершенно недраконьи образцы (особенно грифонов и грифонообразных существ). В результате такого смешения получается пёстрая коллекция, не имеющая единой основы и, соответственно, внутренне противоречивая. На этой основе любители пытаются делать какие-то рабочие выводы о драконе в истории и культуре. «Околодраконий винегрет» подпитывает представления о «разнообразии драконов» и произвольности их внешнего вида — не удивительно, учитывая, как бессистемно он собирается.

В действительности же никакого «винегрета» нет. Образ дракона опирался на ряд совершенно конкретных традиций. Их можно проследить, отметить их эволюцию и взаимовлияния. И содержание этих традиций очень далеко от любительских представлений.
Например, особенное значение для исследования эволюции образа имеет такой малоизвестный персонаж, как Сенмурв — иранская «собака-птица» с сильным растительным мотивом. По актуальным данным «Исторической драконографии», именно Сенмурв в XI веке повлиял на превращение змея draco в гибридный образ, из которого впоследствии сформировался известный ныне дракон. Конкретные пути и хронологию распространения Сенмурва ещё предстоит установить. Но его влияние чувствуется даже в областях, очень удалённых (географически и хронологически) от переднеазиатского первоисточника.